Сергей Новиков
Транзит грузов НАТО через Ульяновск должен начаться 1 августа. Об этом заявил исполняющий обязанности постпреда РФ при НАТО Николай Корчунов.

По его словам, к этой дате российская сторона намерена завершить подготовку и протестировать систему документооборота, чтобы транзит шел без остановок и нарушений действующего законодательства. Транзит будет носить комбинированный характер – включая воздушные, автомобильные и железнодорожные перевозки.

Через транзит грузов Североатлантического альянса Россия будет зарабатывать деньги. При этом на объем поставок, сообщил газете «Коммерсант» Корчунов, повлияет возобновление доставок грузов альянса через Пакистан. По словам Корчунова, помогать осуществлять транзит будут представители международных логистических компаний. Он также заверил, что иностранные военные участвовать в перевозках не будут. В частности, в контейнерах не будет взрывчатых и опасных веществ.
«Никакого иностранного военного персонала ни при перегрузке, ни при охране грузов не планируется и не будет. В контейнерах же не будут перевозиться взрывчатые или опасные грузы», – цитирует издание слова Николая Корчунова.

При этом дипломат признал, что согласие Пакистана возобновить транзит грузов для сил НАТО в Афганистане может повлиять на объемы перевозок через территорию России. В то же время, напомнил Корчунов, через Пакистан в любом случае пойдет лишь часть грузов.

Напомним, ранее правительство России разрешило использование не только наземного, но и комбинированного (включая воздушный транспорт) транзита через Ульяновск вооружений и военной техники Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

В соответствии с документом в ранее изданное постановление правительства «О порядке наземного транзита через территорию России вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении» вносится изменение. Так, в нем ранее разрешенный «наземный транзит» заменяется «наземным и комбинированным транзитом», включающим использование железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.

В постановлении, опубликованном 29 июня в официальном банке данных нормативных актов правительства России, подчеркивается, что комбинированный транзит вооружений допускается при соблюдении ряда условий. Вооружения и военная техника должны быть помещены под процедуру таможенного транзита. В частности, на все перевозимое вооружение должен представляться официальный сертификат, подтверждающий номенклатуру, количество вооружения и техники и цель их перемещения. Грузовые операции с перевозимым вооружением должны производиться в присутствии должностных лиц таможенных органов. Соответствующее постановление премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал 25 июня.

Ранее сообщалось, что Россия может подписать с НАТО договор о мультимодальном обратном транзите грузов из Афганистана, который будет сочетать воздушную и наземную переброску грузов. Данная схема предусматривает доставку грузов воздушным путем из Афганистана в Россию, минуя Узбекистан. При этом Министерство обороны России заявило, что грузы, перевозимые через территорию РФ, будут досматриваться таможенниками. По словам представителей ведомства, перевалочный пункт в Ульяновске не является военной базой НАТО или США.

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Александр Кругликов заявлял, что выбор Ульяновска в качестве такой площадки вряд ли можно считать случайным.

«Ульяновск – родина Владимира Ильича Ленина, и этим мы все гордились. Гордятся этим и сегодня большинство жителей Ульяновска и Ульяновской области. Посадить здесь базу НАТО – это плюнуть в прошлое, да и в настоящее тоже. Добавлю, что Ульяновск – это волжские берега, сердце традиционной России», – заявил парламентарий. По его мнению, вопросы национальной безопасности страны совершенно не учитываются. «Коммерсанты-пронатовцы, видно, забыли, что Ульяновск – крупнейший центр оборонно-промышленного комплекса. В городе размещаются предприятия, выпускающие системы ПВО, залпового огня, крупнейший патронный завод имени Володарского. Здесь – «Авиастар», производитель военно-транспортной авиации. Правда, производство «Русланов» заморожено, но стапели не разобраны. У нас же находятся предприятия, работающие на военно-морской флот», – отметил г-н Кругликов.