В России возобновляется серийное производство тяжёлых транспортных самолётов Ил-476. Во времена СССР аналогичные Ил-76 собирались на Ташкентском авиационном заводе. При этом около 90% компонентов изготавливались в России. Подобная структура производства сохранялась и в постсоветский период.

После объявления Узбекистаном независимости Ташкентский авиазавод начал приходить в упадок, теряя квалифицированные кадры и производственные мощности.

В 2005 году деградация производственных возможностей в Ташкенте привела к срыву крупного российско-китайского контракта на поставку в КНР 34 самолётов Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78, которые производятся на базе Ил-76. В 2010 году на предприятии началась процедура банкротства, а в июне 2012 года стало известно, что оно прекращает выпуск самолетов.

После провала контракта 2005 года Россия приступила к переносу сборки Ил-76 на собственную территорию – на завод “Авиастар” в городе Ульяновске. Это предприятие имеет обширный опыт производства тяжелых самолетов – ранее здесь выпускали самый тяжелый советский серийный самолет Ан-124.

Одновременно велась работа по созданию новой модификации Ил-76, обладающей более высокими характеристиками. Первый произведенный в Ульяновске самолет этого типа уже передан для проведения испытаний.

Ил-476 сохраняет внешнее сходство с предыдущими модификациями Ил-76, но многие его системы подверглись серьезной модернизации. Самолет оснащен четырьмя новыми двигателями с повышенной экономичностью, его полезная нагрузка увеличена с 47 до 52 тонн, дальность полета составляет 5000 километров. Самолет имеет новую систему управления и новую кабину.

Главным потребителем нового самолета станет военно-транспортная авиация России, потребность которой оценивается в 100 самолетов. Не потеряла интерес к покупке тяжёлых транспортных самолетов и китайская сторона, несмотря на то, что Китай ведет работы над собственным тяжелым транспортным самолетом Y-20.

В настоящее время продолжается разработка этого самолета и подготовка его производства Сианьской корпорацией авиационной промышленности. По своей массе китайский самолет будет примерно соответствовать Ил-76 или будет несколько тяжелее. Ожидается, что Y-20 совершит свой первый полет уже в 2012 году. Возможно, дата полета будет увязана с 18 съездом КПК.

Россия и Китай в ближайшие годы могут заключить новый контракт на поставки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-476, которые составят основу транспортных возможностей ВВС Китая до поступления отечественных Y-20.

Кроме того, Китай может быть заинтересован в российских самолетах-заправщиках. Известно, что китайские ВВС увеличили число учений по дозаправке топливом в воздухе. При этом производимый в КНР самолет-заправщик на основе бомбардировщика H-6 не вполне удовлетворяет современным требованиям.

Одновременно Китай продолжает принимать меры по развитию производства транспортных самолетов Y-8 на предприятиях Шэньсийской авиационно-промышленной корпорации. Эти самолеты, созданные на основе советских машин АН-12, не являются конкурентами ИЛ-76. Их полезная нагрузка значительно меньше – всего 20 тонн.

В то же время, с этим самолётом китайцы могут осуществить успешную экспансию на мировом рынке. Сейчас по всему миру продолжают летать сотни советских АН-12, при этом производство машин такого класса прекращено как в России, так и на Украине.