Самым первым в истории фотографии считается снимок «Вид из окна» Жозефа Ньепса, датированный 1826 годом. Экспозиция снимка продолжалась 8 часов. Сегодня — в век нанотехнологий — это кажется чем-то нереальным. И все же нынешний праздник объединяет фотографов всех поколений — и тех, кого давно нет в живых, и ныне здравствующих.
По старому календарю — это день святой Вероники, покровительницы фотографии. Согласно легенде, когда Иисус по дороге на Голгофу пал под тяжестью своего креста, Вероника дала ему платок, чтобы вытереть лицо. По возвращении домой Вероника обнаружила лик Спасителя, сохранившийся на ткани. С тех пор этот платок, известный как Нерукотворный образ, хранится в Риме. В связи с этой историей многие профессионалы и любители фотодела отмечают свой профессиональный праздник в день этой святой.
Считать днем фотографа
12 июля принято еще и потому, что в этот день в 1854 году родился Джордж Истман — основатель компании Kodak, сделавший «фотографию, доступную всем».
Глаза ульяновской истории
Так, без преувеличений и оговорок, можно смело назвать одного из старейших наших фотографов и журналистов Александра Маркелычева, к сожалению, уже ушедшего от нас.
Родился Александр Иванович еще в Симбирске в 1908 году. По части памяти он был вообще уникальным человеком! Маркелычев как-то рассказывал мне в своей киндяковской квартире возле «Современника» удивительнейшие вещи. Например, о пожаре на Императорском мосту через Волгу в 1914 году. И о страшном голоде времен Гражданской войны: Александр Иванович в мельчайших подробностях живописал жуткие сцены того, как истощенные люди из последних сил карабкались по склону оврага на дамбе.
Маркелычев был не просто легендарным фотокорреспондентом, летописцем нашего края. Он был еще и примером для подражания многим и многим людям — родным, знакомым, друзьям, коллегам. А их превеликое множество. Практически каждый знавший Александра Ивановича считал его своим учителем. Да и, честно сказать, у него было чему поучиться. Человек фантастического таланта и колоссального опыта! Работа в газете «Пролетарский путь» (впоследствии «Ульяновская правда»), тяжкий труд в военные годы, близкая дружба с учителем Аркадия Пластова — Дмитрием Архангельским, преподавание в фотокружке… Творческий путь Александра Маркелычева поистине удивителен. Сам он как-то в одном из интервью на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается смысл жизни?» — ответил: «Растить себе смену. Умную, добрую. Смею надеяться, что я себе смену вырастил, что занимавшиеся у меня в студии ребятишки стали не только хорошими фотографами, но и хорошими людьми и что для них я был и наставником, и другом».
Так оно и было.

«Народные»
Разумеется, не можем мы — журналисты — обойти вниманием наших коллег фотокорреспондентов. Из недр «МедиаЦентра» выходит немало изданий, в числе которых и «Народная газета». Владимир Ламзин, Павел Шалагин, Сергей Ершов — вот визуальная составляющая того, что обычно считается газетной статьей. Мы пишем, а они дополняют материал так, чтобы вы не просто ЗНАЛИ о чем-то, но и ВИДЕЛИ это. Ребята — «убитые» профессионалы. Им не надо говорить, что и как снимать. Достаточно лишь намекнуть о теме и назвать фамилии «жертв». Еще они ничего не боятся: надо, так и по отвесной стене пройдут. Их памяти и вкусу можно позавидовать. А главное — когда их по каким-то объективным причинам нет рядом на задании, ощущаешь себя «сиротой». Лично я не люблю называть их «фотографами», они фотожурналисты. Да, именно так! И спасибо им за то, что они делали, делают и будут делать для того, чтобы вы видели мир, в котором живете.
Хотелось бы вспомнить сейчас и о покойных Алексее Кубареве и Авксентии Галагозе (первый фотограф «НГ»). Вряд ли есть в Ульяновске журналист, который не восхищался бы снимками Леши и Сени. Их работы украшали практически всю местную периодику. Пусть земля им будет пухом. А святая Вероника передаст нынче привет — от всех, кто знал их и любил.