В семье ленинградцев Комлевых, как и во всех семьях в то далекое время, не думали и не гадали о предстоящей войне. Глава семьи по профессии – строитель, мама – домохозяйка. Старший сын Леонид учился в школе, Борис собирался в первый класс, следом подрастал Александр, а младший братишка Коленька родился через шесть дней после начала войны.
– Отец мой, – рассказывает Александр, единственный оставшийся в живых из этой большой семьи, – был строителем. Жили мы в коммуналке, но отец со своими товарищами по работе построили в пригороде Ленинграда двухэтажную деревянную дачу, где мы стали жить всей семьей. Но пришла война. Из всей семьи моей выжил только я один. Отец ходил пешком в центр города на строительство оборонительных сооружений. От истощения он упал на улице, пролежал долгое время на морозе, пока его старшая сестра Шура не нашла и не привезла его домой. В нашу коммуналку на Суворовском проспекте, где он, не приходя в сознание, и умер. За буханку хлеба люди вырыли ему могилу. И мы похоронили отца. А 15 января мама пошла в булочную отоварить хлебные карточки и не вернулась. Это дата ее смерти. Возможно, она захоронена на Пискаревском кладбище, данных о ней я не нашел. Когда мама ушла, мы в темноте и холоде, голодные, прождали ее до утра, а вечером пошли к соседям, которые вызвали милицию и развезли нас в разные стороны. Старший брат Леня вернулся домой, а нас там уже не было. Младшего Коленьку отправили в дом ребенка, где он умер 6 февраля 1942 года. Бориса эвакуировали с детским домом на юг, где он и пропал. Я до сих пор не могу найти сведений о нем. А я попал в детский дом №83 в поселке Карсун Ульяновской области, нас эвакуировали 22 июня 1942 года. Там меня и усыновила Гулягина Екатерина Ивановна, моя мама Катя.
В 1961 году я отслужил в армии, поступил в Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина и оттуда начал активные поиски моей семьи.
Брата Леню я нашел в городе Кемерово. Оказывается, придя домой и не увидев никого из нас, он ушел добро-
вольцем в народное ополчение, а потом – на фронт. Был ранен, награжден орденом Боевого Красного Знамени и медалями. Он, когда узнал, что я разыскиваю родных, прилетел ко мне в Ленинград. И мы увиделись. К сожалению, и его уже нет. А я нашел свою судьбу на ульяновской земле.
Мама и папа приняли на себя нелегкую ношу по воспитанию еще двоих приемных ребят. И сегодня о моих родителях-усыновителях я вспоминаю с благодарностью не только в дни поминовения усопших. Они приучили нас к нелегкому труду в послевоенные очень тяжелые годы.
Никогда я сам себя не жалел ни за трудные годы, ни за перенесенные обиды, а людям всегда без оглядки делал и делаю добро по мере своих знаний и жизненного опыта. Этому научили меня добрые люди, в лихую годину принявшие меня в семью. Сегодня у меня выросли дети, подрастают внуки, и мы радуемся их счастью и счастливы сами. Пусть трагичной была судьба семьи моей, пусть трудным было детство, но, пережив беды и горести, мы научились ценить человеческую доброту. И это – главное.