Недавно, в рамках второго Федерального фестиваля «Театральный Олимп», который проходил в Сочи, актеры Ульяновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова показали спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по инсценировке Н. Думбадзе.

В прошлом году ульяновский театр уже представлял на этом престижном фестивале свой спектакль «Фрегат Паллада», поставленный по одноименному роману нашего великого земляка Ивана Гончарова,. Этот спектакль в октябре 2010 года был отмечен призом Московского фестиваля «ПостЕфремовское пространство». В этом году, на втором Федеральном фестивале «Театральный Олимп» ульяновский спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион», отмеченный пятью наградами в Тамбове, получил приз «Олимп, Браво!» и два диплома «За сохранение традиций служения российскому театру и «За успешное применение новых маркетинговых технологий».

Спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион», поставленный известным московским режиссером, народным артистом Латвии, заслуженным деятелем искусств РФ Аркадием Кацем — это история о подростке из грузинской деревни, который живет в ней во время Великой Отечественной войны и в последующее мирное время. Мальчик Зурико (актер Максим Копылов) пытается найти свое предназначение в жизни и свою любовь. Тепло и трепетно актеры этого спектакля рассказывают языком театра о его родных, соседях и других местных жителях гурийской провинции. В этом спектакле заняты ведущие актеры ульяновского театра: народные артистки РФ Кларина Шадько и Зоя Самсонова, заслуженные актеры РФ Евгений Редюк, Владимир Кустарников, Михаил Петров, актер Виталий Злобин и другие.

Об этой уникальной поездке и о спектакле, показанном на сцене «Зимнего театра» в Сочи, а также о жизни нашего театра драмы мы поговорили с директором Ульяновского драматического театра им. И.А.Гончарова Натальей Никоноровой.

– Этот федеральный фестиваль «Театральный Олимп» придумала замечательный московский театровед, писатель, продюсер, лауреат премии им. Дягилева, менеджер, а также замечательная личность Ольга Сенаторова, — рассказывает Наталья Никонорова. — Она является модератором нескольких фестивалей, и как у нас теперь модно говорить, «селекционером». Ольга придумала не только фестиваль «Театральный Олимп», но и является автором фестиваля «Золотое кольцо», который проходит во Владимире. В чем отличие «Театрального Олимпа» от других фестивалей? В том, что здесь соревнуются не только спектакли, но и происходит «бой директоров», где мы презентуем свой театр как организацию, которая занимается интересным менеджментом. На этом фестивале было два жюри, и спектакли отбирались только те, которые в прошлом году победили на каких-то фестивалях. Это и был пропуск на «Театральный Олимп». Таким образом, с нами соревновались два спектакля, получившие премию «Золотая маска» и победители других именитых фестивалей. На этом фестивале, в Сочи, мы представляем свои спектакли уже второй год. В прошлом году там прошел наш спектакль «Фрегат Паллада», который стал победителем на фестивале «Пост Ефремовское пространство». А в этом году нас пригласили со спектаклем «Я, бабушка, Илико и Илларион», как победителей V Всероссийского театрального фестиваля имени Рыбакова в городе Тамбове.

– На фестивале присуждались престижные премии?

– Да, «Артист России» и «Артистка России». В этом году Кларина Ивановна Шадько получила первую премию. Плюс к этому жюри в Тамбове было так очаровано нашим спектаклем «Фрегат «Паллада», что оно отдало, хотя раньше такого никогда не было, «Приз зрительских симпатий» Владимиру Кустарникову. Приз «Надежда Союза» был присужден Максиму Копылову. А ульяновские актеры получили общий приз «За лучший актерский ансамбль».

– Как проходил фестиваль в Сочи?

– Мы показывали наш спектакль после Оренбургского театра, вторыми. После этого актеры уехали, а я оставалась до закрытия и приняла участие в конкурсе менеджеров театра. Жюри менеджмента возглавлял человек, который когда-то был мастером курса в ГИТИСе: у него я училась в 80-х годах. Это — самый большой менеджер по культуре и, пожалуй, самый лучший. Зовут его Геннадий Дадамян. Все самые известные директоры российских театров учились у него. И фамилия Дадамян – это своеобразный пропуск в жизнь. Если ко мне приезжает директор и говорит: «Я учился у Дадамяна», это как пароль. Могу сказать, что Геннадий Григорьевич — потрясающий человек. У него и сейчас имеется своя школа, и я хочу, чтобы мои замы у него поучились, хотя это и дорогое удовольствие. Он создал свою школу на коммерческой основе. А творческое жюри в Сочи возглавлял не менее интересный человек: режиссер московского театра «Вишневый сад» Александр Вилькин. В составе были также очень интересные личности.

Честно скажу, когда смотрела фестивальную программу, у меня было два культурных шока. Меня потрясли два спектакля: Новосибирский молодежный театр «Глобус», который показал спектакль по произведению Андрея Платонова «Возвращение» и Норильский драматический театр им. Маяковского, показавший потрясающую пьесу одного из болгарских авторов «Оркестр «Титаник». Я не спала две ночи, потому что это были потрясающие художественные произведения. А еще я поняла, что борьба будет сложной, а мы на их фоне, по всем составляющим, можем и проиграть. И вот на этой красивой церемонии, которая проходила в филармонии, где играл симфонический оркестр, и все выглядело очень достойно, объявляют победителей. И наш театр получает «Приз за внедрение новых маркетинговых технологий», который очень престижен для директора театра. А потом мы получаем от творческого жюри награду «За сохранение традиций русского театра», и я поняла, что на этом — всё. И дальше вручали, вручали, вручали… И, вдруг, объявляют: Ульяновский театр! Честно скажу: не ждала и волновалась очень сильно. У меня текли слезы, когда я выбежала на сцену… Я не могла сказать ни слова, хотя конечно, получая такой приз, есть что сказать. Хотела сказать, что театр не существует без зрителя и что зрители нас подняли «на щит»…

– Зрители города Сочи?

– Да. Это было зрительское голосование, и мы выиграли «Приз зрительских симпатий». И это не подтасовка, а математический подсчет зрительских голосов: такие шары, честно сказать, я сама бросала за Норильский театр. Вот так случилось, и мы этому очень рады.

Спектакль – серьезный и в нем занят основной состав труппы. Мне очень нравится этот фестиваль тем, что он будоражит души, и я до сих пор размышляю, что бы мне предпринять, что бы еще придумать, потому что очень хочется поехать туда еще раз. Мы там жили в прекрасных условиях: в современнейшей гостинице «Жемчужина», которая находится в пятистах метрах от театра. Они сейчас активно готовятся к Олимпиаде 2014 года, там все сделано на высоком европейском уровне: и бассейны, и пляжи, и все остальное. Наши актеры были там три дня, а мне посчастливилось быть подольше. Единственный минус: по ночам там спать невозможно, потому что все везде гремит и стучит. Там сваи забивают. Однако, беруши выручают везде.

– Поедете еще на какие-то другие фестивали в следующем году?

– Нас пригласили на два фестиваля. В этом году мы хотим поехать на «Балтийский дом» в Санкт-Петербург со спектаклем «Правда – хорошо, а счастье лучше». Я с ними переписываюсь, у них начинает финансирование «скрипеть». Обычно финансированием занималось Министерство культуры РФ, а теперь прошел слух, что, якобы, все переложат на регион. Тогда, возможно, мы не поедем. Мы амбициозно заявляем, что по России за свой счет наш театр не ездит: нас приглашают и оплачивают нам проезд. Это пошло с тех времен, когда я стала работать директором. Мы повели эту линию, так и происходит теперь. Поэтому – еще посмотрим.

Второй фестиваль, на который мы обязательно поедем в феврале — шекспировский, который проходит в Ереване. Мы повезем туда спектакль «Двенадцатая ночь», поставленный Юрием Копыловым и восстановленный его сыном Максимом Копыловым. И, если мы там победим, то у нас будет шанс поехать еще раз на фестиваль в Сочи. Ольга Валентиновна мне говорит: «Ну, не поймут же, если в третий раз поедете в Сочи». Я отвечаю: «Ну, почему же? Пусть будет такой театр, который в третий раз приезжает на этот фестиваль».

– Совсем недавно в Ульяновске закончился театральный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Гончарова, на котором наш театр представил свой спектакль «Обрыв». Его ульяновские зрители полюбили, но не видели очень давно, потому что один из главных актеров Алексей Кирилин уехал в Москву. «Обрыв» вернется на ульяновскую сцену?

– Да. Мы для этого его и восстанавливали, потратив свои деньги. Мы приглашали актера Алексея Кирилина, который играет в «Обрыве» Бориса Райского, а теперь он работает в московском театре имени Гоголя. Он здесь был и репетировал в нашем театре.

– После спектакля «Обрыв» мы с Алексеем Кирилиным побеседовали для нашего сайта, и он сказал, что он с удовольствием смог бы приезжать на эти спектакли из Москвы в Ульяновск.

– Нашему театру очень не хватает таких «звезд». Вы знаете, что несколько лет назад ульяновский театр покинули несколько ведущих актеров: Валерий Шейман, Валентина Савостьянова, Наталья Долгих, Денис Юченков и Алексей Кирилин. Все они уехали в Москву. И, конечно, театр «затрещал» по швам. Однако, я до сих пор уверена, что эти замечательные актеры не смогли найти такой театр, какой был у нас, когда в нем работал Юрий Семенович Копылов. Почему Алексей Кирилин хочет играть «Обрыв»? Потому что он хочет играть литературный материал Ивана Гончарова.

– Да, ему интересна серьезная литература.

– Потому что, тогда, был замечательный спектакль «Обрыв», поставленный по роману Ивана Гончарова, и он в нем играл. Также, и Валерий Сергеевич Шейман, который потрясающе играет у Марка Розовского, но такого репертуара, как здесь, и, в таком спектакле, как «Дьявол и Господь Бог», ему никогда не сыграть в Москве. Там никто так не поставит.

Спектакль «Обрыв» будет идти на ульяновской сцене обязательно! Думаю, что уже вначале нового театрального сезона. Мы его откроем 1 сентября, а 5 сентября уже улетим в Израиль на гастроли. Приедем оттуда, и здесь начинается Международный культурный конгресс, а это — новый виток. Мы встречаем здесь, в театре, вместе с вами, с «Культурной столицей», интересные театральные коллективы. Может быть, «Обрыв» покажем вначале октября. Все будет зависеть от творческого расписания Алексея Кирилина, потому что он тоже работает в театре и к тому же снимается в кино.

– Воспользуюсь случаем и спрошу: кто сейчас главный режиссер в нашем ульяновском театре?

– У нас его нет.

– Здесь будут работать приглашенные режиссеры?

– Таков опыт многих российских театров. И хотя я против этого и хотела бы, чтобы каждый человек занимался своим делом — но найти хорошего режиссера очень тяжело.

– Юрий Семенович Копылов поднял на высокий уровень ульяновский театр, и конечно, соответствовать ему непросто…

– После того, как этот человек 25 лет руководил нашим театром, произошла серьезная перестройка в умах актеров, зрителей и всего театра. Поэтому, мы не будем спешить, а будем спокойно работать и приглашать интересных режиссеров, которые будут ставить хорошие спектакли. Может быть, кому- то захочется здесь остаться, но, конечно, на определенных условиях. Человек должен не собой заниматься и не просто себя реализовывать, хотя это важно для режиссера, но еще и думать о коллективе театра, о его стратегии, о его репертуарной политике и о многом другом. Я очень хорошо понимаю, что нам надо и никаких открытий здесь не делаю. Хочу, чтобы театр жил полно и содержательно, как при Юрии Семеновиче Копылове, в его лучшем периоде. Тогда у театра была определенная планка: это театр, который ставил высокую драматургию, театр, который имел свою мощную труппу. А у меня был имидж директора, к которому режиссеры едут за половину цены. Режиссеры едут из Москвы, чтобы поработать с нашими актерами. Это и Аркадий Фридрихович Кац, который успешно сделал четыре постановки. Он делал эти постановки и в других замечательных театрах, но там они не пользовались таким успехом, потому что здесь, в Ульяновске, мощный, выученный актерский состав профессионалов. Разных! Также я веду переговоры с приглашенными режиссерами. Сейчас на сцене нашего театра работает режиссер Российского Академического Молодежного Театра из Москвы Наталья Шемыкина. Потом приедет замечательный режиссер Сергей Морозов из Санкт-Петербурга. Он из театральной семьи, и я веду с ним переговоры, чтобы он в начале театрального сезона начал работать в Ульяновске.

Наталья Шемыкина выпустила недавно спектакль «Ксения Петербуржская». Я прочитала об этом в «Культуре» и нашла её, потому что тема эта нам очень близка. Я предложила ей в нашем театре сделать такой же спектакль, но она сказала: «Нет, я не могу. Это очень тяжелая работа. У меня на нее ушло очень много сил и здоровья». Она говорит: «Я вообще не умею переносить свои спектакли на другие сцены». Может быть она и права.

…Что ж, будем ждать открытия нового театрального сезона, новых приятных сюрпризов и новых незабываемых встреч с нашим любимым и дорогим ульяновским драматическим театром!

ЛАРИСА ЯРДАЕВА