Впервые я попал в Долину, когда в нашу компанию собирался инвестировать фонд MHS Capital из Долины. Представитель фонда Марк Цукерман оказался бравым парнем. Он нашел меня через интернет, мы болтали по Skype, я отправлял ему скриншоты. Через какое-то время он не побоялся и приехал к нам в Ульяновск. Подвиг для американца. Потом мы начали договариваться об инвестициях. Финальные переговоры проходили уже в Сан-Франциско. Когда я приехал в Долину впервые, меня поразила ее пешеходность – до любого места рукой подать. Увы, с Цукерманом не сложилось: меня не устраивала часть условий. Он же думал, что я торгуюсь. Внезапно на горизонте появилась Runa Capital и перехватила нас.

Более-менее регулярно я стал ездить в Долину, когда мы открыли там офис управления партнерскими продажами – представительство Ecwid сейчас находится в четырхэтажном здании на Эль Камино Реал (старая дорога, соединяющая все деревеньки). Теоретически, мы могли бы открыть офис в другом американском городе, например, в Нью-Йорке. Но выбрали Долину, потому что только здесь в шаговой доступности работают все наши потенциальные IT-партнеры.

В этом здании находится офис Ecwid

Долина – это суперклево. Климат там особенный во всех в смыслах: в Сан-Франциско ветрено, носишь одежду слоями, а когда приезжаешь в Пало-Альто по соседству, ходишь как медведь в тулупах, а вокруг все в майках (тяжело привыкнуть, что климат меняется за пятьдесят километров). Но куда важнее, конечно, климат предпринимательский. Проще всего уловить дух Долины в местных кафе. Именно в них устанавливаются связи между программистами разных компаний. Культовые места: Coupa Cafe, University Cafe, 500 Startups. Но сесть в них сложно, свободных столиков может и не быть. Зато, если удастся, можно просто сидеть и смотреть по сторонам – это будет познавательно. Здесь кто-то рассказывает инвестору свою идею, кто-то программирует в консольке, кто-то на салфетках рисует бизнес-план. Большинство официантов – простые студенты, но они из той же соцсреды, что и резиденты Долины. Никакой классовой сегрегации. Ходят легенды, что некоторые нынешние миллиардеры, будучи молодыми, когда-то разносили кофе с сэндвичами.

В офисе одной из компании Долины

Кстати, число богатых людей благодаря IPO Facebook в последнее время выросло, Пало-Альто стал городом миллионеров. Причем совсем рядом (всего в 3–4 километрах) находится Ист Пало-Альто – социально неблагополучная зона, в которую лучше не соваться. В городке чуть ли не самый большой процент убийств в США. Там тоже свой микроклимат, но другой. Правильного «бульона людей» и культуры общения нет, поэтому, если и живет в этом городе парнишка, который в миллион раз способнее, чем те, кто живут в Пало-Альто, то среда такова, что способности он направит на то, чтобы ударить кого-то ножом.

Долина не типичное офисное место, заполненное зданиями из стекла и бетона. Да, там есть большие кампусы Google или Apple, но очень многие компании работают в основном из дома. Стартаперы, как в кино «Социальная сеть», снимают жилье, которое одновременно является и офисом. (Стоит это от $2000.) И это нормально, иметь в качестве бизнес-адреса домашний. Хотите успешную компанию – концентрируйтесь на ценностях для клиента и не думайте о помпезных вывесках. Люди на этих базах ваяют свои великие проекты. Хотя какие-нибудь российские старушки рассказывали бы о таких домах скорее как о шумных наркоманских притонах.

Велопарковка Google

В общем, легенда о Долине не сильно расходится с реальностью. Долина – современный Голливуд, с собственной экосистемой. И люди со всего мира рвутся туда в надежде прикоснуться к чему-то исключительному, установить связи, найти себя. Именно здесь, как многие считают, можно умножить свой талант на многомиллионную аудиторию и быстро разбогатеть, стать звездой. Но побывав там, я понял, что интуитивно чувствовал с самого начала: результат твоей деятельности зависит от того, как ты делаешь, с кем ты делаешь, что ты делаешь, где ты делаешь – именно в таком порядке. То есть место – в последнюю очередь.

Те, кто надеется изменить свою жизнь и переехать в Долину, на деле – слабые люди, мечтающие попасть в такую вот точку силы. У них нет цели поднять собственный флаг, трансформировать мир, создать что-то конкретное. Они хотят просто зацепиться за то, что уже существует, вписаться в это. По мне, так гораздо важнее развивать собственную среду.

Мы не едем в чужую Долину. Мы создаем в Ульяновске свою, или, как мы шутим с ульяновскими айтишниками, Силиконовое яйцо. Офис Ecwid – уютный домик, мы строили его сами для себя. Теперь по выходным мы жарим шашлыки во дворе около фонтата в виде писующего андроида. В компании и в Ульяновске сложилась своя среда, паутинка человеческих взаимосвязей – невозможно перенести ее физически в другое место, не порвав. Да и зачем? Дрожжевая культура не приживается в чужеродной почве.

В Китае торговец на рынке продает суп, разливает его из больших котлов. Когда в котле остается мало бульона, он подливает воды и крошит туда морковку и мясо, потом продолжает варить, но ничего из котла не выливает. Может быть, этому супу уже тысяча лет. Так вот, что в Долине, что у нас в Ульяновске, крайне важен этот суп, то есть среда.

И мы развиваем эту среду. Недавно на одно из мероприятий на Волге, которое мы делали с местной IT-тусовкой, к нам приезжали разные IT-звезды со всего мира. Удалось даже пригласить Монти Майкла Видениуса, создателя MySQL – самой массовой базы данных в мире. Студенты смотрели на Видениуса, разгуливающего по пляжу, как на бога. При этом они могли запросто пообщаться с ним в неформальной обстановке на открытом воздухе. Мне это напомнило то, как IT-гуру и стартаперы живут в Долине. В этот момент я убедился в том, что мы уже начали варить свой ульяновский «бульон». Он готовится вместе со мной, я его часть и я хочу, чтобы он становился все более наваристым.

Монти Майкл Видениус исследует Волгу