Любите ли Вы Ульяновск? Удивительно, но среди горожан находится множество таких, которые отвечают на этот вопрос положительно. Хотя особых поводов для этого нет. Если подходить к оценке Ульяновска формально, рационально и с позиции стороннего наблюдателя, то окажется, что это одно из самых неприспособленных к жизни мест, настоящая дыра в глубине Евразии. Даже по среднемировым меркам жизнь в Ульяновске – это настоящее мучение.
Начнем с природных условий. Климат в Ульяновской области, как известно, резкоконтинентальный, при этом весьма холодный. Средняя температура января – минус 9,8 градуса, зимой нередки морозы за 20. Средняя температура июля – 20,2 градуса, при этом нередки дни с трудно переносимой жарой за 30. Дней в году с комфортным условиями (16-25 градусов тепла, отсутствие сильного ветра, нормальная влажность воздуха) – не более 15 %. Условия по среднемировым меркам экстремальные. Достаточно сказать, что в подобном климате проживает лишь 2% мирового населения, из которых 1,5% – россияне. С точки зрения «цивилизованного мира», предпочитающего субтропики, климат Ульяновской области – это настоящий кошмар. Достаточно отметить, что вахтовикам, работающим на Аляске в сопоставимых климатических условиях, доплачивают к зарплате 100% надбавку за «суровый климат». Особо стоит отметить слово «вахтовикам» – считается, что в таком климате постоянно жить может лишь коренное население – индейцы и (на севере) – эскимосы.
С подобной неприятной особенностью климата можно было бы смириться, ведь живут же люди даже в ещё более суровой Сибири. Вопрос – ради чего? Если отбросить экономические, политические, религиозные, исторические и прочие гуманитарные факторы, то в сухом остатке окажется только природа. Настолько ли уникальна, благодатна, изобильна и красива наша природа, чтобы ради неё терпеть никудышный климат?
Ответ – нет. Природа Ульяновской области отнюдь не уникальна, совсем не благодатна, вряд ли изобильна и весьма сомнительно красива. Начнем с благодатности и изобильности. В условиях ресурсной экономики России это важнейший фактор. Увы, но похвалиться нам нечем – у нас нет ни серьёзных залежей нормальной (с точки зрения экономической выгоды от переработки) нефти, ни нормальных минералов, ни изобильных черноземов. Единственное, чего у нас в изобилии – так это сырья для цементных и кирпичных заводов. Впрочем, если исключить из этого списка диатомит, то окажется, что подобное сырье можно с легкостью добывать ещё в десятке мест европейской части России.
Почвы у нас не отличаются особым плодородием, при этом область находится в зоне очень рискованного земледелия. Шансы на хороший урожай по официальным данным времен СССР у нас колебались в районе 50%. Проще говоря, гадать на тему «взойдет или нет» с тем же успехом вполне можно было, подбрасывая в воздух монетку. При этом понятие «хороший урожай» в условиях Ульяновской области – это весьма и весьма относительное понятие. Обычная для области урожайность в 12-16 ц/га по мировым меркам смешна. С учетом же 50% НЕПРОГНОЗИРУЕМЫХ рисков говорить об эффективном хозяйстве вообще не приходится. Даже о натуральном. Даже исходя из представленных данных очевидно, что для того, чтобы просто прокормить себя, крестьянин в Ульяновской области должен обработать и засадить впятеро больше земли чем его коллега, скажем, из Испании или Аргентины и как минимум втрое больше, чем соотечественник из, например, Краснодарского края.
Со всем этим можно было бы смириться ради красоты – к красивым ландшафтам, как известно, неравнодушно большинство. Но никаких выдающихся красот природы при ближайшем рассмотрении в Ульяновской области нет. Если, конечно, оценивать глобально. У нас нет ни сопок Камчатки, ни глубин Байкала, ни уютных озер Карелии… По большому счету вся природа области – это обычный среднерусский ландшафт, безвозвратно антропогенно измененный веками его освоения. При глобальном взгляде оказывается, что те редкие участки хоть как-то облагороженного или сохранившегося ландшафта, которыми принято восторгаться на местном уровне, указывать во всех путеводителях и осваивать путем строительства имений из красного кирпича, – это лишь пародия на памятники природы мирового уровня. Так, местячковые урочища.
Стоит признать, что у нас нет ничего – ни бескрайних лесов, полных дичи (вместо них лоскутное одеяло сплошных вырубок), ни чистых рек, полных рыбы (подавляющее большинство водоемов области относятся к классу «загрязненные (умеренно или сильно), ни величественных гор (вместо них наполовину срытые холмы), ни уютных полей с «английскими» овечками. Собственно, любителям «дикой» природы, которые готовы терпеть отвратный климат ради видов и впечатлений, делать у нас нечего.
Отметим, что исходя их этой оценки, наш край ничем не отличается от большинства наших ближайших соседей за исключением ресурсообеспеченных (которым повезло с недрами). Отвратительный климат и далеко не самая благодатная и красивая природа – вот то, что мы имеем в сухом остатке.
Может быть у нас весьма развит человеческий потенциал, которые перекрывает действие всех объективных факторов? В среде высокой культуры развитого общества можно отлично существовать успешно игнорируя объективные неудобства. Но и это не так – сводки полиции явно указывают на то, что даже на среднерусском фоне Ульяновскую область трудно назвать резервацией общества высокой культуры. Скорее наоборот. Впрочем, в данный вопрос даже не стоит и углубляться – всем всё понятно и так.
Остаётся любить за деньги, других значимых объективных факторов для целования малой родины в десны не остаётся. Но и тут выясняется интересная вещь.
Как то мы проводили оценку какой процент трудоспособного населения в городе и области трудится в реальном секторе экономики и производит что-то, что можно так или иначе «пощупать». Оказалось, что таких людей не больше… 3-5% от всего трудоспособного населения! Проще говоря, создает что-то продаваемое лишь каждый пятидесятый, если считать младенцев и стариков. Чем заняты остальные? Ответ простой – обслуживанием бюджета и строительством. Вот те две отрасли, которые работают и создают спрос для того, чтобы было выгодно вести бизнес в потребительском секторе. Все остальные отрасли находятся в зачаточном состоянии. Физически ощущаемый парадокс объясняется просто – дотационностью области. Мы, как и вся страна, проедаем недра. Но если в тех регионах, где есть что проедать «своего», экономика обслуживания растет быстро, то у нас медленно и без притока серьёзных денег. Это автоматически формирует единственно успешную модель серьёзного бизнеса «бюджет-деньги» и очень сильно принижает планку «свободного рынка».
«Свободное предпринимательство» у нас возможно лишь при условии, что ты сидишь тихо и не высовываешься за планку, за которой неизбежно вливание в схему «бюджет-деньги» со всеми вытекающими. Из-за небольшого «потока бюджета», прокачиваемого через область, эта планка весьма низка. Сегодня без участия в схемах «властного крышевания» в области невозможно даже открыть киоск. Область «рынка» практически сужена до размеров рынка реального с его лотками, забором из профнастила и продавцами-зазывалами. Таким образом, заработать в области хоть какие-то приличные деньги, при этом сохранив «дух свободы», в принципе невозможно. Даже мелкий предприниматель обязательно сталкивается с дилеммой «деньги или свобода» либо вынужден ограничиваться, условно говоря, лотком на грязном рынке.
Эта проблема не стоит столь остро в более богатых регионах, где планка «рынка без административного ресурса» гораздо выше, но в Ульяновской области выступает в качестве реального тормоза для развития чего-либо.
Зная об этом, не удивляешься тому, что в Ульяновске вообще мало кто готов и хочет хоть как-то работать. Для подтверждения этого тезиса достаточно придти на любую стройку. Корни такого менталитета понятны – жизненный опыт с самого детства с полной очевидностью указывает на то, что успех и работа – вещи не связанные между собой. Более того, реальный труд воспринимается как удел неудачников – тех, кто не сумел «урвать кусок». Обратные примеры единичны.
Итог плачевен – по всем без исключения критериям, значимым для цивилизованного мира, Ульяновская область – это несусветная дыра. Климат, враждебный нормальной жизни, природа, которой крайне мало, ресурсы, которых нет. Всё это можно было бы стерпеть ради денег, но их потока тоже нет. С учетом качества «человеческого капитала» и самой среды, исключающей реальную свободу действий и мыслей, оказывается, что наш край – это одно из самых плохих для жизни мест. По объективным критериям с позиций «цивилизованного мира» это так и есть. Но находятся люди, которые даже осознавая в полной мере эту ситуацию, всё равно любят родной край. За что?
Ответ в сфере коллективного бессознательного. Иррациональная любовь к «дыре» вообще не свойственна, например, европейцу. Объективные критерии оценки объекта любви всегда перевешивают.
Но важно не это. Важнее, что оценка по объективным критериям и работа подсознания не входят в этом случае в противоречие. Другое дело – наше маниакально-депрессивное бессознательное, которое само по себе существует вне пространства объективности и вне сферы логической оценки. Суровость природы сразу становится плюсом – депрессивные состояния традиционно удачно совпадают с холодным временем года, а маниакальные – с форсированной посевной. Однообразность ландшафтов даёт психологическую уверенность, так как типичная модель хозяйствования в наших условиях – это экстенсивное использование расширяемых территорий. Сословно – бюджетное распределение ресурсов тоже оказывается плюсом, питающим бессознательное «хоть кривая, да моя». Ресурсы – это небесная манна, которую надо разделить «по совести».
Ностальгия при выходе из этого лубочного болота неизбежна. Именно она и тянет назад, усиливая спазмы иррациональной любви к малой родине – настолько типичной для глубинных слоёв подсознания, что с этой манящей чернотой очень тяжело бороться. В мире без чудес в виде небесной манны, мягких печей, на которых можно лежать по 30 лет, помещика- «отца родного» и родной репы, всходящей раз в три года, жить носителю такого рода бессознательного первое время тяжело. Тянет в родное болото или, наоборот, из него не отпускает.
Уже несколько раз областные власти пытались найти identity региона. Исписаны сотни листов, изговорены сотни часов, но с реальным identity так и не определились. А ведь всё на виду. Ульяновская область – это типовое болото иррациональностей, которые по чьей-то злой шутке и принято считать таинственной «русской душой».
Life is better on the beach
Три дня погулял по центральному городскому пляжу:
– 90% людей пьют пиво, большинство на глазах своих детей
– 99% людей курят, большинство на глазах своих детей
– 90% матерятся (вернее разговаривают матом) так что уши в трубочку сворачиваются – все не стесняясь своих же детей
При этом за три дня НИ У ОДНОГО из отдыхающих на пляже я не заметил книгу или газету!
Также специально присел на лавочку недалеко от мусорной урны – итог получасового наблюдения – 90% проходящих мимо урны кидали мусор (окурки, обёртки, пустые пластиковые “сиськи”) куда попало, но МИМО УРНЫ, хотя прекрасно её видели! Те, кто был с детьми, кидали мусор на глазах своих детей. Никто из родителей не сделал замечание своим детям, если те мусорили.
Так что поговорка про то, что чисто там, где не гадят полностью оправдывает горы мусора и объедков в кустах и плавающие пустые бутылки и грязные бумажки в воде.
Отдельно хочется отметить свинское поведение ульяновских водителей, рассекающих под надрывания басов по дороге от речпорта до пляжа со скоростью максимально разрешённой на магистралях, не обращая внимания на пожилых людей, женщин и детей, которые вынуждены прижиматься к обочине дороги.
Но и специально хочется отметить ублюдское поведение быдла, которое врубает из своих шмаровозок на полную мощь ублюдский русский матерный реп, нарочито игнорируя нахождение поблизости детей, да и вообще всех людей вместе взятых.
Вот так отдыхают на пляже жители культурной столицы.
И не только на пляже.
Три дня назад посреди ночи под окнами спящего дома такие вот “отдыхающие” включили адской громкости музыку в машине и танцевали на дороге! Сегодня также посреди ночи во дворе такие же “отдыхающие” так же громко пили пиво и беседовали, гогоча от удовольствия! Куда деваться?
Как хачю- так и отрываюсь!
Это мой город!
Как хачю- так и отрываюсь!
Это мой пляжЪ!
Gordon Freeman
Я думаю, что если ресурс (Улград, к примеру) хочет опубликовать подобный бред (IMHO), то он должен хотя бы написать фамилию автора. В противном случае за все, что здесь накатано, ответственность несет ресурс. Это не аналитика (рубрика, в которой данный материал опубликован на самом Улграде) и не журналистика вовсе. Это – поток сознания автора, не подкрепленный ни опросами, ни интервью, ни экспертным мнением (я уж молчу про принцип “двух источников”). Мните себя колумнистом? Тогда ширьте кругозор и горизонты собственного сознания (ну или хотя бы, книжки читайте). Выбор прост. Либо четкая аргументация, основанная на богатом внутреннем мире, либонесколько четких и прозрачных источников. Не нашел здесь ни первого, ни второго. Нашел только категоричное, ничем не обоснованное мнение, наверняка кого-то даже оскорбляющее. Хотите писать так? Пишите в блог. Там много подобного.
Life is better on the beach
согласен
…
может, это пиар диатомита?)))))))
В Саратов!
Ви же собирались в Саратов, ехайте туда!
ЛИ
О наболевшем….
19-й микрорайон. Забегаловка для алкашей под названием “кафе жемчужина” на остановке. Уже года 4-е – каждый день попойка. Пьяное быдло “культурно отдыхает”. Жители окрестных домов вынуждены 6-ть месяцев в году жить под грохот …. язык не поворачивается называть это музыкой. Пьянь расползается из вышеупомянутого заведения и падает тут же отдыхать. И всё это, безусловно, на глазах у детей. Маленькие дети уже и не знают, что бывает как-то иначе – они выросли с этим!!! …. И что нам после этого вещать с высоких трибун о “культурных столицах” и прочий бред ??? Мы видим как мы вынуждены жить!!!! Город полностью оборудованный для удобства алкашей и пр. ……..
Я
Природа у нас не уникальна?! Нет красоты и ресурсов?!…автор откуда статью писал? O_o даже комментировать больше ничего не хочется. Бред полный, граничащий с маразмом…
Андрей
Конечно все это правда. В прочем здесь Ульяновск не уникален – вся Россия такая. Так что зачем же заниматься самобичеванием, надо просто спокойно работать. Кстати люди Ульяновска и области пока этого делать не отучились.
Он
Зловонное водохранилище – уже не Великая река Волга, срубленный лес, валяющиеся пластиковые и разбитые стеклянные бутылки, бродящие стаи голодных дворняг, люди, больше похожие на зомби из фильмов ужасов. Прелесть…
Автор не уникален
И вообще с синдромом Д`Артаньяна.
Аноним
ну типа всё хорошо у нас…… спите спокойно, дорогие товарищи…. ???
Аноним
После прочтения данной статьи только одно ощущение – этому месту под названием “Ульяновская область” поможет только атомная бомба, которая здесь все и всех сравняет с землей, чтобы на этом прОклятом месте осталась радиоактивная пустыня и больше никто и ничто никогда бы здесь не существовало. Я согласен в статье со многим – и с тем, что с работой у нас здесь швах полный, и быдлятина “рулит” везде и всюду. Но похоже, кроме атомной бомбы, автор статьи ничего не подразумевает для хоть какого-то позитивного вывода. ИМХО
w
У нас тут своя атмосфера!
Гость
Чтобы понимать, что автор не прав в своей категоричности, нужно хотя бы побывать в других городах. Кстати, хотелось бы знать имя автора сего опуса. Не понимаю, как можно столь сильно ненавидеть Ульяновск.
…
автора цепями к этому ужасу приковали?))))) не нравится – лети на пастбища с овечками… автор, видимо, ночью в тёмных очках по тёмному лесу ходит…. тяжело ему)))))
пивное-матерное поколение
Полностью согласен – конец статьи в точку. Только недавно рассказывал коллегам про озеро около обкомовских дач. Раньше это было болото. Сейчас его немного облагородили, почистили, песка навозили чистого. И если бы не наше быдло ульяновское, можно было бы неплохо отдохнуть. Но не тут то было! Приехал вечером после работы – уроды, обсосанные пивом, кругом дети, слышащие мат, окурки, бумажки, песок, перемешанный с углями от шашлыков в некоторых местах. В общем очень удручающее зрелище. Наверное и в других городах не лучше. Но мы то здесь живем.
алоэ
любить или не любить – это личное дело. а вот обсирать не надо!! настраиваете местное население не понятно против чего.
Криво
Статья заказная. может от оппозиционеров?
Правдаматка
Быдлолизация народа в Ульяновске завершена. Успешно! Народ населяющий город в основном свинский, если не сказать грубее, это вонючее д…, рожденное от неполноценных животных. С..т там, где живут. Не стесняясь. Изменить ситуацию ничто уже не сможет. Поросль зачатая пьяными родителями в начале 90х дала приличные всходы. Хуже сорняка на помойке. Дальше этот сорняк породит еще подобных ублюдков. Станет только хуже. Генофонд Ульяновской области полностью испорчен в том числе и блеводным пивом и водярой сивушной.
…
“Быдлолизация народа в Ульяновске завершена. Успешно! Народ, населяющий город, в основном свинский, если не сказать грубее, это вонючее д…, рожденное от неполноценных животных. С..т там, где живут. Не стесняясь. Изменить ситуацию ничто уже не сможет. Поросль, зачатая пьяными родителями в начале 90х, дала приличные всходы. Хуже сорняка на помойке. Дальше этот сорняк породит еще подобных ублюдков. Станет только хуже. Генофонд Ульяновской области полностью испорчен, в том числе, и блевоТным пивом и водярой сивушной”.
Прежде чем ядом исходить, выучите синтаксис и орфографию, дорогой профессор)))) Вы, видимо, зачаты от небожителей)))))) Вывод очевиден, судя по градусу бешенства на всё живое )))))
граммарнаци
коллега?
Вы не правы
Автор никого не “об..рает”, а говорит честно, спокойно, ту самую правду, горькую, но правду. Регион, действительно, достаточно давно уже мало приспособлен для нормальной жизни, для нормальных людей, которые тут катастрофически исчезают, как вид.
А об..рают его (часто буквально) именно глупьяновцы, самая многочисленная и доминирующая тут ( под сто прОцентов) популяция двуногих.
добрый
Все в точку. Мало того, если ты не оскотинишься вровень – беда. Обречен на гордое молчаливое одиночество или бессмысленную борьбу.
Аноним
Если вокруг так воняет г…, мож ты об…ся? (с) Приминимо к каждому.