Елена Евграфова
Власти всегда пытаются сохранить лицо после катастроф, но теперь это бессмысленно. Обманывать людей стало невероятно трудно.
Скажу страшное: пиар как работа по созданию привлекательного имиджа на наших глазах теряет всякий смысл. Что толку работать над публичным образом губернатора Краснодарского края, если в момент стресса он произносит чудовищные слова и открывает свое истинное лицо. Телекамера обязательно окажется где-нибудь рядом, и невозможно сделать второй дубль, вырезать сорвавшиеся с губ слова, даже удалить ролик из интернета.

Когда у вас нет возможности контролировать поток информации, у вас нет возможности «управлять репутацией». Ради чего запускать в СМИ фотографию национального лидера, который напряженно смотрит с высоты (так и просится — свысока) сквозь иллюминатор самолета на район бедствия. В сети немедленно появляется другой «релиз», на котором эта картинка совмещена с фотографией Саакашвили, который по колено в воде и в окружении людей разбирается с похожей бедой в своей стране. И все: сидящего в самолете не спасает ни выгодный ракурс, ни лаконичная эстетика кадра — он выглядит как позер.

Пусть затраты на предотвращение катастроф не влияют на электоральный результат действующего президента, а вот количество денег, потраченных на преодоление последствий, дают прямой положительный эффект. Но в социальных науках как нигде верно утверждение: «Мысль изреченная есть ложь». Сам факт публикации выводов меняет картину мира. Во-первых, все поголовно начинают использовать ноу-хау, оно быстро становится общим местом и больше никому не дает преимущества; во-вторых, критики и аналитики тоже в курсе дела и припоминают исследования каждый раз, когда нужно прокомментировать очередной жест политика, что обесценивает его немедленно. Преимущество получает не тот, кто знает приемы, а тот, кто действует осмысленно и нетривиально.

Во время урагана «Ирэн» в августе прошлого года американские власти ввели режимы чрезвычайной ситуации в пяти штатах за несколько дней до предполагаемого часа «икс», эвакуация затронула 2,3 млн человек, были отменены более 6000 авиарейсов, в самый опасный момент в Нью-Йорке остановили общественный транспорт. Тогда не то что Америка, а весь мир в течение нескольких дней следил за передвижением «Ирэн» и эвакуацией жителей американских городов. Я не удивлюсь, если в следующий раз ученые мужи напишут, что это была самая эффективная пиар-акция последних десятилетий.

В условиях тотальной информационной прозрачности самый грамотный «пиар» — это заниматься реальным делом и вести себя прилично, даже когда тебя никто не видит. Увы, это новейшее ноу-хау пока дошло не до всех. Вчерашнее заявление президента на совещании в МИДе — еще одно подтверждение того, что он не чувствует духа времени. «Пока, надо признать, образ России за рубежом формируется не нами, — заявили В. В. Путин. — Поэтому он искажен часто и не отражает реальную ситуацию…» Но в условиях существования интернета и социальных сетей никто конкретно уже не может «формировать» образ — информация идет сплошным потоком, на ее основе образ формирует такая страшная сила, как краудсорсинг. Кстати, как показывают исследования, «мудрость толпы» редко дает сбой, обычно она все оценивает верно.

Имитации и симулякры — это атрибуты двадцатого веха. Эпоха сменилась. Обманывать людей стало невероятно трудно. Сегодня в пропагандистском противостоянии победит не тот, кто знает «приемы», а тот, кто занимается полезным делом и прилично себя ведет, даже если за ним никто не наблюдает.