Лето – в самом разгаре. И, когда все ульяновские театры уже закрыли свои театральные сезоны, молодежный театр-студия «ENFANT TERRIBLE» порадует своих зрителей своей премьерой, которая состоится 18 июля в 18.00. О том, что покажут и о чем расскажут актеры в своем новом спектакле, мы поговорили с его основателем и главным режиссером Дмитрием Аксеновым. Итак, приоткроем тихонько занавес…
– Дмитрий, сколько спектаклей театр «ENFANT TERRIBLE» сыграл за все время своего существования?
– Мы выпустили 10 спектаклей. И вот на днях мы покажем свою новую премьеру: «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименному роману Николая Лескова.
– Над этой постановкой ты работал не только как режиссер, но и как автор сценария?
– Можно так сказать. Мы сами адаптировали текст русского классика: я сделал какие-то большие серьезные заготовки, перелопатил текст. После чего, во время репетиций, мы либо проверяли текст, либо искали все то, что мне было не под силу сделать одному, сидя за столом и переводя его на сценический язык. Мы все это делали вместе с актерами.
– Почему ты взял в работу этот литературный материал? Чем он тебя привлек, как режиссера?
– В нашем театре стало традицией вести разговор со зрителями о любви, о целостности человеческой души, так как это одна из сторон бытия.
– И, конечно, у вас своя интерпретация материала Лескова?
– Наша работа начинается с того, что мы пытаемся докопаться, что же нам хотел сказать автор: до его идеи, его скрытых, явных, параллельных смыслов. И, дальше смотрим: соответствует ли наша индивидуальность его убеждениям. А, затем решаем: берем мы этот материал в работу или этого делать не надо. И здесь не нужно изворачиваться и долго думать. Происходит самовыражение… Оно на то и самовыражение, что само выражается, и о нем не надо заботиться… Так, у одного глаза карие, у другого — зеленые, а у третьего — в крапинку. Соответственно, все видят по-разному, и это видение и дает степень ошибки. Думаю, что самое здоровое направление в театре, когда работаешь с хорошей драматургией, и ты стремишься к тому, чтобы найти то, что хотел сказать автор. Театр – вторичное искусство, а литература, с которой мы работаем, первична. Зачем тогда брать Лескова, если его переиначить и исковеркать текст? Тогда напиши сам пьесу и делай с ней, что хочешь. Любопытный фокус: написать пьесу, чтобы потом ее исказить. Представляешь? Небось, самому-то, не понравится. Ну, а Лесков, понятно, в суд не подаст…
– Сколько по времени идет ваш спектакль?
– Ну, это все же не роман «Тихий Дон». Продолжительность спектакля всего 1 час 40 минут. Хотя предыдущая премьера французского автора Ива Жамиака «Тот, который платит» у нас длилась более трех часов. Эта пьеса написана в 50-е годы прошлого столетия и ее достаточно часто ставили в советское время на сцене.
– Сейчас в разгар летнего сезона ваш театр показывает премьеру?
– Мы выполняем те обязательства, которые взяли на себя с целью формирования репертуара. А, в сентябре, начнем свой сезон с показа двух премьер: «Тот, который платит «, а ее мы сыграли только два раза, и «Леди Макбет Мценского уезда».
– Ваш театр, в котором играют профессиональные актеры, имеющие дипломы об окончании театрального института, по-прежнему считается негосударственным, а актеры вашего театра так и не получают зарплату?
– А откуда мы возьмем деньги? Все где-то подрабатывают…
– Интерьер вашего театра современный, сделанный с большим художественным вкусом. У вас здесь новый старинный буфет появился, какие-то замечательные старинные крынки и горшочки расставлены в художественном беспорядке…
– Все это нам дарят поклонники нашего театра: это все из «бабушкиного сундука». Кто сюда приходит, что-то хочет подарить и дарит.
– Я тоже принесу сюда заварной чайник советских времен, хотя там чуть-чуть отколот носик, а еще деревянные игрушки 50-х. Возможно, пригодится для интерьера или реквизита.
– Вот… Такое желание возникает у людей невольно… Приносите, мы даренному чайнику в носик не смотрим. К нам однажды, на фестиваль «Александровский сад», изволил заскочить губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Одна дама, которая пришла с ними, восхитилась обстановкой, а на следующий день принесла подарки: скатерть с бахромой, какие-то портреты… И, это – главное! Когда хочется что-то отдать, что-то подарить… И, это – прекрасно…
– С одной стороны вашему театру сложно существовать в этом мире, но, с другой стороны, если бы у вашего театра был не такой тернистый путь, то и не было бы такого уникального интерьера, такого молодежного состава и таких, фонтанирующих энергией, спектаклей. В фестивалях, которые проходят в других городах, участвуете?
– В апреле, 2012 года мы принимали участие в фестивале «Золотая провинция» в Кузнецке, поехать на который мы смогли благодаря спонсорской поддержке городского управления культуры. Наш спектакль «Золотое кольцо» там прошел с триумфом. Мы там были весь фестиваль, общались с коллегами. И, хотя там театр сгорел в 60-х годах прошлого века и его не стали восстанавливать, там существует театр-студия, которая и проводит такой театральный фестиваль.
– В ближайшее время куда-нибудь поедете?
– Поедем осенью. Пензенский театр нас пригласил на гастроли в город Заречный. Скорее всего, там покажем спектакль «Волшебное кольцо» и, возможно, еще какой-нибудь спектакль туда повезем.
– Жизнь продолжается?
-Знаешь, как сказал Ганди? Сначала тебя не замечают, потом над тобой смеются, затем с тобой начинают бороться, а затем ты побеждаешь.
ЛАРИСА ЯРДАЕВА