На прошлой неделе обратил внимание, что ассортимент товаров в киосках поражает своим однообразием — яркие этикетки лимонадов, пакетики сухариков да упаковки жвачек. А на стекле киоска картонная табличка «Пива нет!».
– Наверное, объем продаж снизился процентов на тридцать? – спросил я у продавца.
– Как минимум наполовину, – вздохнула она. – Пива в продаже теперь нет, а значит, и то, что брали к пиву, больше не покупают. Раньше здесь работало двое продавцов, а теперь я осталась одна. Сейчас мы пока держимся, благодаря жаре: спрос на лимонады и соки. Вроде бы, в «ноль» выходим с горем пополам. Ну, а к сентябрю-октябрю хозяин планирует киоск продать… Нет, бороться с алкоголизмом, конечно, надо. Но, во-первых, пьяных от изъятия пива из продажи меньше не стало, а во-вторых, в каких-то тридцати метрах от нас супермаркет, в нем запросто можно пиво купить. Почему им можно продавать, а нам нельзя? Губернатор все время говорит о том, что надо бороться с безработицей. А ведь сколько таких ИП-шников по всему городу, которые и «точку» продадут» и людей уволят?
Действительно. В Ульяновске было 627 киосков и павильонов, торговавших пивом. Допустим, в каждом работает по два продавца. Умножим и получим цифру 1254. Это количество людей, имеющих большой потенциал остаться без работы, ведь скоро запретят и продажу сигарет в этихточках. А значит, рядовому предпринимателю не будет смысла заниматься этим бизнесом. Приблизительно 70% прибыли давали пиво и сопутствующие ему продукты, 20% от оборота составляла продажа табачных изделий.
Нельзя сказать, что местные власти ничего не сделали для того, чтобы хотя бы как-то облегчить участь бывших пивных «королей». Меры по защите коммерсантов были те еще. Например, пару месяцев назад то ли представители Комитета по развитию предпринимательства, то ли какие-то грамотные юристы мэрии предложили вот что. У каждого киоска или павильона есть фундамент и нет ограничений по использованию земельного участка. Получается, ларьки можно отнести к «стационарным» объектам, в которых пивом торговать было бы можно. Для признания его таковым, нужно всего ничего — заявление владельца киоска о предоставлении земельного участка для строительства капитального строения и дальнейшего оформления разрешительных документов. Если же земельный участок сформирован для целей, не связанных со строительством, то его можно было бы приобрести в собственность по рыночной стоимости.
Также предпринимателям предлагалось перепрофилировать свой бизнес на другие направления: аптека, салон сотовой связи, магазин цветов, киоск мороженого, а то и вовсе павильон с овощами и фруктами. Правда, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Аптечный бизнес – весьма специфичный, да и не пустят в него чужих. Салон сотовой связи? Несколько лет назад, один из ритейлеров уничтожил одного такого ульяновского предпринимателя банальным демпингом. Мороженое продавать? Тоже не вариант – бизнес сугубо сезонный. А соизмеримую с продажей пива прибыль от торговли овощами и фруктами можно получить, только если заниматься этим крупным оптом.
Губернатор знал о надвигающейся проблеме как минимум за год. Однако не было принято никаких мер для перепрофилирования бизнеса. Почему, имея в запасе неограниченное количество времени и массу различных организаций, предназначенных якобы для защиты интересов предпринимателей, за целый год, так и не разрубили этот «гордиев узел»? Госпоже Харитоновой надо бы подключиться к решению проблемы не за месяц до вступления закону в силу, а сразу же после его принятия.
Но делать все точно и в срок – это не про нас. Есть Федеральный Закон, который, как ни крути, а придется выполнять. И есть губернаторские чиновники, вынужденные в очередной раз изобретать «колесо». Они пытаются этот закон обойти, используя юридическую игру слов между понятиями «стационарный» и «нестационарный» объекты. А проигравшими в конечном счете оказались обычные продавцы, которые после закрытия своих торговых точек в очередной раз отправятся в опостылевший им центр занятости. В общем ряды бедных в Ульяновске опять пополнятся…
Мы неоднократно писали о затее госпожи Дмитриевой запретить энерготоники. Так вот теперь в киосках гордо блестят именно баночки с «энергетиками». В некоторых павильонах они занимают даже целый стеллаж. Эх, Тамара Александровна. Боролись вы с энерготониками, боролись, а в итоге их станут продавать еще больше! Это же не пиво…
Сергей РАШПИЛЬ