Только что принятый, но еще не подписанный президентом Владимиром Путиным закон о «черном списке» интернет-сайтов грозит сети тотальной цензурой и отключением неугодных ресурсов, вплоть до таких, как «Фейсбук» и «Одноклассники».

Закон этот, как и все в последнее время, с двойным дном. Принят под благовидным предлогом предупреждения преступлений. В «черный список» планируется вносить сайты, на которых будут появляться детская порнография, инструкции по изготовлению наркотиков, призывы к суицидам и тому подобные вредные тексты. При их появлении некая комиссия будет извещать владельца интернетресурса о необходимости в течение суток удалить противоправную информацию. При неисполнении ресурс будет заблокирован.

И это, дескать, все, ни о какой цензуре речь не идет – только о сайтах с неподобающим содержимым.

И делается это для защиты детской психики. Но эксперты-компьютерщики раскрывают технологию того, как в случае надобности «защита» будет работать.

Наше время богато на провокации, большинство из которых идет от околовластных структур. Не исключение и интернет. При появлении в сети, скажем, на сайте «Одноклассники», критики в адрес или партии власти, или власти, или отдельных ее представителей на страничку одного из пользователей – любого – сбрасывается комментарий с инструкцией по изготовлению героина в домашних условиях. Пользователь выбирается такой, кто заведомо в течение суток текст со своей странички не уберет (к примеру, активист «Молодой гвардии»). Дальше включается механизм блокирования ресурса – от странички конкретного пользователя до сайта «Одноклассники» целиком, вместе с той критикой, доступ к которой, собственно, и будет блокироваться. И проделать это будет возможно с любым сайтом – «ВКонтакте», «Фейсбук», «ЖЖ» и другими.

Правда, особо глубокие интернет-спецы считают, что партия власти зря старается, ничего у нее не получится, поскольку заблокировать сайт невозможно. Особенно если он зарегистрирован не в России, а на иностранном сервере. Доступ к нему пользователи всегда найдут. Сегодняшняя же тенденция такова, что оппозиция вытесняется как раз за границу и в первую очередь в виртуальном плане – со своими интернет-ресурсами.

Отрезать население от информации, говорят интернетчики, не удалось даже диктаторским режимам на Востоке и даже перед лицом смертельной для них угрозы, когда по северной Африке прокатилась волна революций, координирующую роль в которых сыграли именно сети. Не удается сделать это и сегодня в Сирии. Бомбить оппозиционные населенные пункты асадовцы могут, но не могут закрыть интернет, и кадры со зверствами сирийской армии регулярно расходятся по всему миру. Так что и наша власть, плодя подобные законы, занимается сизифовым трудом. Напрасным то есть.

Артур Таниев