Русские народные сказки все знают с детства. И большинство из нас полагает, что все они были сложены чуть ли не при царе Горохе. Меж тем, сюжеты многих русских народных сказок были собраны почти 150 лет назад на территории нашего Симбирского края в уникальной зоне, которую сегодня называют Красноречье.

Скоро сказка сказывается
Красноречьем принято называть чётко ограниченную зону, расположенную на территории трёх районов нашей области – Чердаклинского, Старомайнского и Мелекесского. Её границы проходят строго по карте и вбирают в себя сёла, которые обосновались по берегам рек Красной (отсюда и название – Красноречье), Кандалки и Майны. Почему была выбрана именно эта территория? Потому что именно здесь за многие-многие десятилетия сформировалась своя собственная, краснореченская народная культура, создали которую местные жители.
Первым, кто это заметил, был симбирский дворянин Дмитрий Садовников (1847-1883 г.г.), краевед и поэт, селе Новиковка (Старомайнский район), которое входит в зону Красноречья, у Садовникова была усадьба. Как-то раз Он как человек любознательный и пытливый познакомился с местным жителем – неким Абрамом Новопольцевым. Это был настоящий деревенский балагур, знающий сотни самых разных историй, небылиц и загадок, которые надо было ещё уметь мастерски преподнести слушателям. Кто-то скажет, что такой рассказчик – эдакий говорливый дедушка с окладистой бородой и хитрым прищуром – и сегодня в любой деревне сыщется. На самом же деле такие сказители, каким был Новопольцев – это самородки, какие нечасто встречались полтора столетия назад, а уж в наши дни их и подавно не найдёшь. Вот почему Дмитрия Садовникова так заинтересовали живые рассказы Новопольцева, так поразила его редкая манера обыгрывать незамысловатые сюжеты из повседневной деревенской жизни, вроде бы неприметные, но зато как рассказанные! Краевед записывал эти истории, да так увлёкся, что стал разыскивать подобные рассказы по соседним сёлам. Позже Садовников оформил все эти собранные небылицы в сборники «Загадки русского народа» и «Сказки и предания». О чём были эти рассказы? Сюжеты самые простенькие: про найденный клад, про мужика, у которого была болтливая жена (откройте любой сборник русских сказок и вы найдёте пяток таких же сюжетов) или про то, как Стенька Разин в этих краях клад прятал. К слову, Садовников – автор стихотворения «Из-за острова на стрежень». Да-да, это не русская народная песня, как думают большинство её застольных исполнителей и слушателей, её сочинил наш земляк. И кто знает, уж не краснореченцы ли ему подсказали этот сюжет про атаманову свадьбу, ведь Стенька Разин был очень популярным героем в наших краях, и легенд о нём здесь Ходило много…
А что до загадочных кладов, так краснореченцы не только в них верили, но и находили их, правда, уже в наше время. Так, в начале 1960-х годов мальчишки в одном из местных сёл откопали кувшины с монетами и отправили их в Москву, так сказать, на экспертизу. Искателям вскоре пришёл ответ – дескать, клад ваш «ценности не имеет», правда, монеты ребятам тоже не вернули. Было ли это то самое золото Разина, о котором рассказывал ещё Новопольцев, или же нечто другое, никто уже не скажет.
А к кладам в Красноречье отношение по-прежнему особое, ведь в этих краях – возле станции Бряндино – в годы гражданской войны таинственным образом исчез бронепоезд с жутким названием «Свобода или смерть», по местной легенде, весь заполненный золотом. Куда девался благородный металл – загадка, может, так и лежит в краснореченской земле.
Словом, во всём Красноречье найдётся что поискать – от местных сказителей до таинственных кладов. Вот и мы, решив отправиться по пути Садовникова, поехали для начала в Новиковку в надежде отыскать… не клад, конечно, но хотя бы такого же балагура, каким когда-то был Новопольцев.

Последние хранители
Но первое, что мы увидели на въезде – полузаброшенное сельцо, всё в июльской красной пыли… Даже не верится, что когда-то Новиковка была довольно крупным селом с большой красивой церковью на пригорке. А теперь там даже стариков не осталось. Разве что Раиса Семёновна Кашланова, которую мы еле отыскали с помощью местных жителей среди заброшенных избушек. Последнему старожилу Новиковки 90 лет, и частушек с песнями она, действительно, знала много.
– А теперь уж ни одну не вспомню, да и петь мне не с кем, – сетует бабушка.
Да, грустно это видеть – что исчезают вместе с людьми народные жанры, без которых в деревне ещё лет 50 назад не обходились ни будни, ни праздники…
Тем не менее, поиски народных сказителей мы продолжили и отправились в другое село Красноречья – в Бряндино соседнего Чердаклинского района. Это село заметно поживее, здесь есть прекрасная школа, где с 1957 года организован музей народного творчества. Учителя всеми силами стараются сохранить здесь местную бряндинскую культуру: проводят фестивали народной песни, организуют фольклорные кружки для детей
– лишь бы удержать в памяти сельчан родное творчество. Но – увы и ах – в Бряндино старожилов, рассказывающих сказки, как в старые добрые времена, тоже не осталось.
– Последней нашей знаменитой сказительницы Анны Петровны Авдеевой не стало в 2008 году, – говорит Елена Авакова, директор Бряндинской средней школы. – Это была последняя хранительница песенного фольклора наших краёв. Она могла спеть 83 частушки подряд и при этом ни разу не повториться в сюжете! Не так давно не стало ещё одного нашего старожила, последнего ветерана Великой Отечественной войны. Вот кто бы рассказал вам столько разных историй, да как! Это был настоящий двухметровый русский богатырь, статный, красивый…
Но, как выяснилось, не всё так печально. Хоть и не осталось в Красноречье старожилов-сказителей, зато у этой зоны сохранилась другая, тоже очень приметная особенность.

Родина талантов
Дело в том, что такого количества выдающихся уроженцев, как в этих маленьких краснореченских сёлах, нет, пожалуй, ни в одном другом районе нашей области. В нашем областном центре всюду можно встретить растяжки с девизом «Ульяновск – родина талантов». Это действительно так, но Симбирск-Ульяновск – всё же город, не удивительно, что среди его выходцев немало известных личностей. А вот почему в сравнительно небольшой зоне с её мелкими деревушками и полузаброшенными сёлами родилось столько громких имён, как будто бы там есть какой-то невидимый творческий заряд – этому «Молодёжка» тоже попыталась найти объяснение во время своей поездки по Красноречью. Вспоминая по пути имена знаменитых людей родом из этих краёв, только успеваешь загибать пальцы. Так, в начале 19 века здесь жил один из самых знаменитых татарских поэтов Габдельджаббар Кандалый – фигура сродни Александру Сергеевичу Пушкину в русской литературе, «солнце татарской поэзии». В той же Новиковке родился генерал Иван Скобелев – адъютант Кутузова в битве при Бородино, позже ставший комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (Скобелев похоронен у стены Петропавловки
– а это величайшая честь, удостаиваются которой только избранные, примерно, как в случае со стеной Кремлёвской). Опять же в Новиковке родился писатель Александр Неверов, чей роман «Ташкент – город хлебный» должен был читать по программе каждый советский школьник. Из современников в Красноречье родились оперная певица с мировым именем Юлия Арсентьева, знаменитая исполнительница народных песен Елена Сапогова и многие другие.
Поначалу мы предположили, что такая концентрация творческой энергии в Красноречье связана с тем, что на этой территории проживают представители всех национальностей, что есть в Ульяновской области. В Красноречье испокон веков были русские сёла, татарские, мордовские, позже здесь поселились чуваши и этнические немцы. Более того, есть в Красноречье два соседних села-близнеца – Старое и Новое Матюшкино. Оба села мордовские, между ними всего два километра пригорка, а мордва в них живёт разная – эрзя и мокша, соответственно, и говор у каждого свой. Может, в этом и секрет: говорят же, что смешение кровей самым благотворным образом влияет на развитие у потомства способностей и талантов. У самих же краснореченцев своя версия.
– Возможно, всё дело в обстановке, атмосфере здешних мест, – продолжает Елена Авакова. – В этих краях люди издавна жили очень размеренно, не спеша, без суеты. Прислушайтесь, как говорят бряндинцы: распевно, с упором на «о», протяжно, как будто распеваются. Размеренность и неторопливость здесь чувствуется во всём, особенно в речи. Такая обстановка, думаю, и поспособствовала развитию самых разных дарований у местных жителей.
Речь здесь, и правда, особенная. Сами жители Бряндино так и говорят о себе: «Мы разговариваем по-нашему, по-бряндински», то есть неторопливо, чуть «окая». Шутят, что люди из других районов всегда замечают эту особенность их речи, как будто они приезжие. – Наша знаменитая уроженка, народная исполнительница и былинница Елена Сапогова, ныне профессор консерватории, после переезда в Москву, где манера разговора совершенно иная, потом 12 лет восстанавливала свою родную бряндинскую речь, – рассказывает Елена Авакова. – Не зря же в наших краях считается, что название Красноречье появилось не только от реки Красной, но и потому, что здесь, в этих широтах, «красная» речь – в смысле «красивая», «напевная».
Так что могут забываться жанры народного творчества, могут даже исчезать целые сёла, но пока живы люди с их памятью, их речью, в которой культуры больше, чем в любых рекламных растяжках, на нашей земле не переведутся таланты, и, может быть, ещё родятся новые народные сюжеты.