Об экологии ульяновского капитализма.
Никогда не был «левым», но недавно вспомнилась фраза из «Капитала»: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли».
Местные капиталисты ради прибыли все чаще идут на убийство деревьев, а власть и законодательство им практически не препятствуют.
Много написано о деревьях на улице Бебеля, истребленных ради парковки около двух недавно возведенных зданий, кстати, вполне безликих и не соответствующих исторической архитектурной традиции наших мест. Теперь этот кусок улицы словно вырван из городского пространства. (Чтобы получить два участка в самом сердце города под частную застройку, видимо, надо быть очень крутым. Областное правительство долгие годы не может найти участка для строительства областного архива и краеведческого музея, но для элитного жилья и торговых центров земля находится без проблем.) В одном из этих торгово-офисных зданий уже появился салон красоты. В связи с этим вспоминается другая известная цитата: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Город, где люди, кажется, рождаются, чтобы сделать пилинг или маникюр, посмотреть тупой американский боевик с попкорном и пепси-колой и умереть, – вот идеальная электоральная площадка для нынешней партии власти.
Если раньше Ульяновск был одним из самых зеленых городов в Поволжье, то сегодня этого уже не скажешь. Достаточно пройтись по улице того же Карла Маркса, автора приведенной в начале цитаты, чтобы в этом убедиться: здесь больше брусчатки, больше припаркованных машин, больше пыли и выхлопных газов, все больше пней на месте деревьев и все меньше самих деревьев. То же можно сказать и об улице Гончарова, и о других. Если до революции симбирские купцы вырубали деревья, чтобы они не закрывали вывеску их лавки или магазина, то современные купцы делают ровно то же самое. Для этих людей целый век истории прошел зря, и город, очевидно, возвращается к временам раннего диковатого капитализма, не сдерживаемого государством.
«Требования инвесторов – действия власти» – лозунг, принятый на вооружение региональной властью. Где в этом лозунге место жителям с их запросами на благоприятную среду – не совсем понятно. С одной стороны, инвестиции – двигатель экономики, и усилия власти стоит приветствовать. Умные инвестиции генерируют доходы, налоги, рабочие места и, как следствие, потребление. Но, с другой стороны, важна структура инвестиций. Вложения в десяток новых торговых центров не порождают производства в городе и если чтото и стимулируют, то иностранного производителя, тот же Китай (давно вы видели в наших шоппинг-моллах товары местного производства?). Эти инфраструктурные вложения не способны повысить уровень жизни большинства граждан, так что нас скоро может ожидать кризис перепроизводства бутиков: бути-ков полно, а покупать в них некому, потому что не на что. Поэтому в этой сфере можно ждать спада со стагнацией. А нет потребления, упадет и рынок инвестиций. Вот и получается, что это вовсе не инвестиции, а простое вложение лишних денег.
Инвестиции и потребление – две чаши одних весов. Не может быть город привлекательным для инвестиций и одновременно не привлекательным для жителей, которые пользуются их плодами. У нас же, похоже, власть нагружает только первую чашу весов, обесценивая мнение жителей и облегчая их кошельки.
Так скоро некому будет потреблять. Умные и активные уедут из наших каменных джунглей (возможно, в другие, но с более высокой зарплатой). Останутся люди попроще, но они плохие потребители: мало зарабатывают и отовариваются не в моллах, а на вещевом рынке.
Прислушиваюсь к себе: с каждым срубленным здоровым деревом этот город все меньше становится «моим», каким я его знал. Люди будут уезжать, когда поймут, что их здоровье деградирует в городе, где вместо стадиона строится …надцатый по счету торговый центр, на месте вырубленной аллеи появляется стоянка, а из крана вместо воды течет желтое и вонючее нечто. Региональная статистика онкозаболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей и без того тревожна. Когда люди увидят, что город непригоден для жизни, что здесь не вырастишь здоровых детей, они будут уезжать, и торговые центры их будут интересовать в последнюю очередь. Можно превратить город в каменную пустыню, заставленную торговыми центрами и отелями, но, если все так пойдет, через поколение Ульяновск будет напоминать город-призрак из какого-то американского фильма. Предвижу, что в перспективе появится новый рынок экогородов и экопоселений, с дорогим жильем, если к тому времени Россия себя не уничтожит.
Заместитель председателя городского комитета ЖКХ и экологии Данила Урдин не видит золотой середины между «требованиями инвесторов» и желанием ульяновцев жить в зеленом городе. «Известна фраза недавнего президента «Не кошмарить бизнес», и в развитие этого правила в области сделаны определенные шаги, убраны многие административные барьеры, но это не всегда положительно сказывается на городских зеленых насаждениях, – говорит Урдин. – Если мы не «кошмарим» бизнес, то мы «заходим» на конституционное право граждан на благоприятную среду. Либо мы даем карт-бланш коммерсантам, даем им земельные участки и разрешаем производить любые работы, либо мы всеми силами охраняем зеленые зоны».
С этим хочется поспорить. Золотая середина должна быть, и она есть, она соблюдается в так называемых цивилизованных странах, куда наши олигархи ездят отдыхать и где они покупают дома. Но, может быть, это оттого, что там живут люди, которым не все равно, – то самое гражданское общество, которое в России власть задумала истребить с помощью недавно принятых законов против митингов, «клеветы» и НКО. Наша региональная власть отдает предпочтение «приоритетным проектам», а не предостережениям экологов, в результате мы получаем, например, лысый и уродливый–волжский склон под названием «Ленинские горки», грозящий оползнем.
Что у нас есть? Есть Госэконадзор и Экологическая палата, а вот природоохранная прокуратура уже мало просматривается. Есть кучка людей, экологов и гражданских активистов, которые пока еще протестуют, собирают подписи, ведут блоги. Но опыт показывает: у нас, пока не перекроешь дорогу, никто не обратит внимания на проблему. Вот только перекрывать дороги теперь запретили под угрозой многотысячных штрафов. Что еще остается гражданам? Как вариант – бойкотировать предпринимателей – губителей зелени: не покупать товары в магазинах, чьи хозяева пилят деревья, чтобы обнажить фасад с вывеской, не арендовать офисы в тех зданиях, где ради парковки вырубают зеленые насаждения. Иначе останется только – побриться, остричься и освежить голову вежеталем.
мастак
почему не препятствуют? просто эти убийцы деревьев без всяких компромисов срубят сначала деревья, а потом уже что сделаешь????
Анатолий
не говорите. а мы из-за этих застройщиков теряем зелень городскую =((
Причем им
вообще наплевать на все запреты. Я реально не понимаю КАК ТАК?!
Сираев Илдар Беширович
http://kprf.ru/crisis/edros/108599.html
Х
Плевать они хотели на народ, упиваются собственной значимостью!!! Есть такая народная пословица или поговорка!!! «Вор на воре и вор погонят.» Уже давно надо в наш сланный город Ульяновск, прислать две три группы из ген прокуратуры, что бы навели шороху в болоте. Первое болото мэрия, второе «правительство» ульяновской области!
Ого
Скоро будем над каждой травинкой митинг устраивать, ничего нельзя. пока гогины не разрешат власти. Дело не в срубленных деревьях, а в том, прибавляется они на улицах города, или убывают. До этого анализ наших анализаторов дойти не может – ума не хватает, а в капитале об этом не написано.
Житель
Да, именно так, будем устраивать митинги. Я всё понимаю, вы проплачены бизнесом для улучшения информ. поля для них, вам лишь бы скинуть на кого-то ответственность за то, чем занимаетесь, какой беспредел творится.
Потусторонний наблюдатель
Согласен с Сергеем.
Хм…
Пеньков явно прибавилось, и это бесспорно!