Комиссия будет обследовать дома на наличие или отсутствие технической возможности установки индивидуального и коллективного (общедомового) приборов учета.
Произойдут изменения, которые коснутся каждого жителя нашего города, поэтому данному факту необходимо уделить особое внимание. Совсем скоро, с 1 сентября 2012 года, вступает в силу целый ряд новых нормативных правовых актов, которые тесно связаны со сферой жилищно-коммунального хозяйства. По сути, этой осенью реформа ЖКХ совершит очередной виток, принеся много перемен, о которых лучше всего знать заранее и изучить их до момента их вступления в силу.
Новые правила
Начнем с того, что будут действовать новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.201 1 №354. Данным документом кардинально меняется метод распределения коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды. Эти расходы не будут пропорционально увеличиваться в зависимости от потребленного объема коммунальных услуг. Теперь распределение будет производиться в зависимости от площади помещения, находящегося в собственности потребителя. Чем больше площадь вашей квартиры, тем больше вы будете платить за общедомовые нужды. Государство пошло навстречу гражданам, которые считали несправедливым, когда, например, плата за освещение МОП распределялась в зависимости от того, сколько человек «нажег» электричества у себя в квартире. Теперь это положение дел исправлено.
Еще одно важное изменение: сократился срок с 6 месяцев до 3 месяцев наличия задолженности, позволяющий приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг. Пунктом 64 Правил предусмотрена возможность оплаты за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Также установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по оплате задолженности потребителем в рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо отчетном периоде более чем на 25% превысит размер платы за коммунальную услугу, начисленной за аналогичный период прошлого года. Более детально прописан порядок перерасчета платы за коммунальные услуги.
Однако не все изменения можно считать позитивными в отношении граждан. Так, новые Правила не предусматривают права на перерасчет платы на общедомовые нужды при временном непроживании потребителя. Хотя есть и большой плюс в том, что можно будет требовать неначисления платы при предстоящем временном непроживании, например, при систематическом выезде в другой регион.
Немаловажное значение будет иметь форма платежного документа, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 19.09.201 1 №454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» (вместе с «Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг»). С 1 сентября 2012 года данная форма становится общеобязательной. Несмотря на это, уже в настоящее время ряд управляющих организаций применяет данную форму. В ней отражаются как показания индивидуальных (квартирных) приборов учета, так и коллективных (общедомовых).
Ставить – не ставить?!
– На курсах повышения квалификации по программе «Эффективное управление многоквартирными домами» к нашим специалистам постоянно подходили жильцы, которые считают, что в их доме установка прибора учета невозможна и не нужна, – рассказывает директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Илья НОЖЕЧКИН. – По данному вопросу каждому собственнику помещений в таком доме нужно знать о вступлении в силу с 1 сентября этого года критериев технической возможности установки приборов учета. Их всего три, и они записаны в Приказе №627 Министерства регионального развития РФ (Приказ Минрегиона России от 29.12.201 1 №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» – далее Приказ).
Итак, согласно Приказу, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутри-квартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутри-домовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Дома обследуют
Приказом прописаны как сами критерии, так и форма акта обследования и порядок его составления. При этом в Приказе не определены лица, уполномоченные проводить подобное обследование. В форме акта имеются поля для заполнения «юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем)», при этом «если присутствовали», то указывается об участии представителя «юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», а также представителя «собственника помещения, жилого дома, в котором проводится обследование».
Стоит обратить внимание на то, что форма акта является универсальной – применяется как для обследования жилых помещений на предмет установления возможности установки индивидуальных приборов учета, так и в отношении многоквартирных жилых домов в целом и, соответственно, общедомовых приборов учета.
– На территории муниципального образования «город Ульяновск» будет создана специальная комиссия, члены которой будут уполномочены на составление актов, – говорит Илья НОЖЕЧКИН.
– В комиссию войдут представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, а также специалисты Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска. Разумеется, на данные обследования следует приглашать председателей советов многоквартирных домов либо иных представителей собственников, если председатель совета дома не избран.
С 1 сентября начнет формироваться практика признания наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета, которую Контакт-центр обобщит и доведет до сведения собственников помещений в многоквартирных домах через газету «Управдом».