Эту фразу из известной народной песни можно смело отнести к некогда богатому и крепкому селу Новая Лава Новоспасского района. Много лет село было поделено на две части, одна половина села относилась к Радищевскому району, вторая – к Новоспасскому. Тогда здесь существовало два хозяйства: совхоз Радищевский и колхоз имени Фрунзе. В 1986 году эти сельхозпредприятия объединили в совхоз имени Фрица Платтена. И по сей день местные жители помнят те времена, когда совхоз гремел на всю округу.
– Нам еще в те далекие советские годы помогали развивать свое личное подворье, – вспоминает администратор села Евгений Васильевич Живаев. – В совхозе держали до трех тысяч свиней. Сельчанам давали поросят на откорм. А когда на мясо животных сдавали, с трех голов одну себе оставляли. Нам первым в районе в 2001 году провели газ, а в 90-е, когда многие хозяйства распадались, у нас, наоборот, всё строилось.
Крепкий колхоз – богатое село
Название села произошло от новой партии крепостных, насильно угнанных в эти края для освоения земель. Переселенцы были из Тамбовской, Полтавской, Херсонской, Нежинской губерний. Местные жители в основном занимались разведением скота и земледелием. Земли были плодородные, имелись обширные лесные владения, что тоже давало огромный доход. А благодаря динамично развивающимся хозяйствам в Новой Лаве строились школа, детский сад, Дом культуры, благоустраивались улицы, повышался материальный уровень жизни населения.
Много известных людей повидало это старинное село. Долгие годы жил и работал в Новой Лаве швейцарский деятель международного социалистического и коммунистического движения, друг и соратник Владимира Ильича Ленина Фриц Платтен, который оставил свой след в истории. На сельском кладбище похоронен отец Фрица Петер Платтен, который поехал в Россию вместе с сыном в 77 лет. На месте захоронения установлен металлический обелиск.
Наша земля притягивает людей, -улыбается администратор села. – Тех, кто не нужен, выкинет, а хороших людей уже не отпустит.
27 июля 1920 года Платтен обратился к Ленину с письмом, в котором сообщал о желании группы швейцарских квалифицированных рабочих и инженеров переселиться в Советскую Россию. Идея была поддержана, но реализовать ее удалось лишь три года спустя. Летом 1923 года в Россию прибыла первая группа швейцарских добровольцев – 21 человек. Одиннадцать мужчин, четыре женщины и шестеро детей. Был среди первопроходцев и сам Фриц, а также его отец Питер Платтен и мать Паулина Платтен. Осенью сюда приехали и остальные эмигранты.
Швейцарцы решили попытаться построить светлое коммунистическое будущее в этом отдельно взятом селе. На то время местный совхоз «Но-волавинский» считался слабым: обрабатывалась лишь шестая часть пахоты, остальное заросло бурьяном, небольшое количество лошадей и коров страдало от голода, часть поголовья погибла, немногочисленная сельхозтехника требовала капитального ремонта. Вот эту «целину» и предстояло поднять членам вновь созданной интернациональной коммуны, которую назвали «Солидарность».
В интервью одной из газет глава коммуны так определил цель их прибытия в российскую глубинку: «Мы приехали в Россию не потому, что испугались преследования нас, коммунистов, швейцарскими властями. Наша главная цель – создать примерное хозяйство, дабы тем самым показать, как надо его вести по всем правилам агрономической культуры и научного опыта».
Так и случилось: коммунары привезли из Швейцарии гусеничный трактор мощностью 20 лошадиных сил, автогенный аппарат для ремонта техники, токарный станок, механизмы для резки и варки кормов, переработки молока и даже для наблюдения за погодой. Кроме традиционных культур, собирались выращивать непривычные для этих мест кукурузу, клевер, люцерну.
За короткий срок были капитально отремонтированы шесть домов и построены несколько новых, заработали мельница и лесопилка, появились столярная и слесарная мастерские, кроме того, были распаханы залежные земли. Трудились, что называется, не разгибая спины. Правда, через три года, в 1927-м, швейцарские коммунисты перебрались в село Васькино под Москвой. А возведенные ими строения, сельхозинвентарь и скот были переданы Губсельтресту.
Объекты культурного наследия
Сегодня в Новую Лаву уже не едут со всех уголков России. Население села всего 380 человек, в основном это пенсионеры. Те, кто помоложе, разъехались, потому что достойной работы в селе нет. Животноводческий комплекс лежит в руинах, закрылся детский сад, а новая школа, с бассейном и компьютерным классом, пустует. Дети ездят учиться в соседнее село, за тридцать километров от дома.
Несмотря на трудное положение, в Новой Лаве до сих пор сохранились объекты, связанные с организованной Плат-теном коммуной. В селе стоят кирпичная водонапорная башня, деревянный амбар, которыми пользовались швейцарцы, и построенные ими три жилых дома. На одном из них размещена мемориальная мраморная доска, на которой написано: «Здесь в 1923-1927 гг. жили швейцарские рабочие – члены коммуны «Солидарность», созданной по совету В. И. Ленина швейцарским коммунистом Фрицем Платтеном». А Новолавинский Дом культуры сегодня становится тем местом, где хранится история родного села в фотографиях, документах и статьях, и центром духовного роста сельчан. Так, благодаря местным жителям, которые бережно и с гордостью относятся к прошлому своей малой родины, продолжает жить сельская глубинка.
Альбина Азмуханова