«Мне нужно срочно найти работу, потому что жить мне не на что. Я учился на бармена. Только по специальности я работать не хочу. Мне она не нравится и получается плохо. Может можно найти что-нибудь другое?»
С таких слов начался рассказ выпускника одного из ульяновских детских домов, который не так давно закончил технологический техникум в c. Большое Нагаткино. Он обратился к нам в фонд за советом и поддержкой. Случай непростой и не единичный. Объясню, почему такие ситуации чаще всего возникают.
Большинство ребят, живущих в интернатных учреждениях, покидают школу после 9 класса и идут учиться в училища, колледжи и техникумы. В 10 класс редко, кто переходит. Причин тому много: это и недостаточный уровень знаний, и неуверенность в себе, и низкая мотивация к учебе.
Да ну и не всем же учиться в ВУЗах, в конце концов. Профессиональное образование – тоже важно и нужно. Но какие специальности могут получить воспитанники детских домов?
А только те, которым обучают в училищах с общежитием! В ином случае, выпускник детского дома учиться там не сможет, потому что жить ему будет негде.
Я насчитала порядка 19 учреждений начального и среднего профессионального образования на территории города Ульяновска. Из них общежития есть только в трех: Педагогический колледж №4, Автомеханический техникум и Строительный колледж. Следовательно, дорога в остальные городские училища и колледжи – чаще всего закрыта. Молодые люди вынуждены выбирать из этих трех. Но большинство поступают в училища и техникумы, находящиеся в области.
Это может и ничего, пожить в деревне в суровых условиях общежития. Только вот право ребенка на выбор профессии сильно ограничивается. Всю сознательную жизнь, прожив в городском детском доме, где они с утра и до вечера занимались искусством, многие из них хотят связать свою будущую жизнь с творчеством. Но ни у одного учреждения, готовящего хореографов, учителей музыки, вокалистов, нет общежития.
Смотря правде в глаза, скажу, что очень не у многих ребят из детдома огромный потенциал. Но даже те, у кого он есть, использовать его и развить свои таланты часто не могут по независящим от них причинам. Сами понимаете, имея и без того слабую мотивацию, при выборе нелюбимой специальности, мотивация вообще начинает стремиться к нулю.
Государство должно дать этим детям шанс! Как это сделать, решать не мне. Будут ли снова открыты общежития или в существующих выделят места для ребят из других учебных заведений? Построят ли социальное жилье? Выделят средства на аренду съемного жилья? Теоретические варианты есть. На практике решение проблемы – за органами власти. И чем быстрее ее решат, тем больше детей получат шанс на успешное будущее.