МИХАИЛ БЕЛЫЙ
ГИБДД не хочет работать с записями нарушений, которые фиксируют рядовые автомобилисты.
На Урале Госавтоинспекция призвала автолюбителей сообщать о нарушениях Правил дорожного движения, совершенных другими водителями. Доказательством может быть запись автомобильных регистраторов, фиксирующих все происходящее на дороге. Эксперты считают, что эта идея может обернуться фикцией. В других регионах ГИБДД также принимает видео от рядовых автомобилистов, однако последним такое сотрудничество нередко приносит лишь проблемы. ГИБДД защищает свою монополию на контроль над дорогами и заставляет водителей, желающих помочь, тратить много времени зря. Кроме того, ведомство раскрывает их личные данные.

В июле Госавтоинспекция впервые обратилась к автомобилистам с призывом присылать видеозаписи, где запечатлены нарушения Правил дорожного движения. Произошло это в Свердловской области. Как пояснили «НИ» в региональной ГИБДД, очевидцу нарушения достаточно лишь отослать ролик, снятый установленным на машине регистратором, на официальный сайт дорожной полиции и указать свои персональные данные. В ведомстве подчеркнули, что «анонимки» рассматриваться инспекторами не будут. Там также отметили, что записи с видеорегистраторов служат доказательствами, которых достаточно для привлечения к ответственности по основным нарушениям. Что касается водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, то в этом случае потребуется медицинское освидетельствование. Однако видеозапись, на которой запечатлено их неадекватное поведение на дороге, может служить, пусть и косвенным, но доказательством.

Ноу-хау свердловской дорожной полиции заключается в том, что автомобилисту, для того чтобы «сдать» водителя-лихача, не придется даже выходить из дома, писать заявления и приезжать в управление ГИБДД. В других регионах страны Госавтоинспекция также принимает записи с регистраторов рядовых автомобилистов, однако работает с ними по другим правилам. «Автомобилист, который присылает запись с регистратора, должен дать согласие на возможное участие в разбирательстве в качестве свидетеля, – рассказала «НИ» руководитель Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД Управления МВД по Ульяновской области Светлана Яшнова. – Это происходит в том случае, если нарушитель всячески отрицает допущенное нарушение ПДД».

Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин пояснил корреспонденту «НИ», что записи с видеорегистраторов, которые присылают рядовые автомобилисты, рассматриваются так же, как и любые другие обращения граждан. «Нет никакой разницы, как изложено обращение, – на бумаге или при помощи видео. Вопрос лишь в том, что мы не вправе автоматически оштрафовать водителя, основываясь исключительно на переданной видеозаписи, как это происходит, например, с системой видеофиксации», – объяснил г-н Кузин.

Представители движения «Синие ведерки» утверждают, что помощь активистов, которые, кстати, не требуют взамен ни денег, ни каких-либо бонусов, может оказаться весьма полезной для ГИБДД. Движение даже провело эксперимент в Москве, в результате которого выяснилось, что в столице, по самым приблизительным оценкам, фиксируется лишь каждое 200-е нарушение ПДД. Как рассказал «НИ» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, в такой ситуации повышение штрафов оказывается бессмысленным и неэффективным, поскольку вероятность их получить ничтожно мала. По его словам, для того, чтобы «ловить» все нарушения, стране понадобится 20 млн. сотрудников ГИБДД, поскольку реально на дорогах совершается более шести млрд. правонарушений в год. «То есть примерно каждый шестой россиянин, включая детей и стариков, должен стать гаишником, – разводит руками активист «Синих ведерок». – К тому же не секрет, что очень часто на то, чтобы обеспечить взыскание с гражданина тысячерублевого штрафа, государство затрачивает 10 тысяч рублей».

Представители ГИБДД согласны, что сотрудничество с рядовыми автомобилистами может быть эффективным. В частности, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов на заседании Общественной палаты РФ заявил, что за счет использования записей видеорегистраторов можно будет выявлять гораздо больше нарушителей ПДД и увеличить сбор штрафов.

Между тем, по словам экспертов, идея сотрудничества во многих регионах превращается в фикцию. По словам Петра Шкуматова, ГИБДД «делает все для того, чтобы отбить желание у граждан помогать правоохранительным органам». И то, что на Урале Госавтоинспекция сама призвала граждан присылать ролики, еще не означает, что кого-то при этом будут наказывать, утверждает собеседник «НИ». «По закону на расследование административного правонарушения отводится два месяца. Как правило, инспекторы в этот срок не укладываются. В результате никого и не наказывают», – пояснил активист «Синих ведерок».

К тому же сотрудничество с ГИБДД отнимает у автомобилиста необоснованно много времени. «Ехал человек на машине, заснял на свой регистратор, как перед ним лихач всячески нарушает правила, отправил ролик в ГИБДД. После этого человека, решившего посодействовать полиции, начинают вызывать для дачи показаний, ему предстоит просидеть полдня в очереди. А после всей этой волокиты гаишники констатируют, что найти нарушителя, управлявшего в тот момент машиной, не представляется возможным», – возмущается собеседник «НИ».

Но не только бюрократическая волокита способна отпугнуть автомобилистов, желающих участвовать в наведении порядка на дорогах. «Дело в том, что автоинспекторы раскрывают персональные данные тех, кто прислал запись нарушения. А это означает, что озлобленный нарушитель вполне может отомстить человеку – например, расколотить стекло у его машины или расколотить голову, что еще хуже. Естественно, в такой ситуации желающих сотрудничать с ГИБДД становится все меньше и меньше», – отмечает г-н Шкуматов. По его мнению, «ГИБДД попросту защищает собственную монополию на право штрафовать людей». Между тем Светлана Яшнова в беседе с «НИ» назвала возможность мести со стороны обиженного нарушителя «ерундой». «Речь идет всего лишь о штрафе, мы же не дело Чикатило расследуем», – сказала собеседница «НИ».

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил «НИ», что любые видеозаписи, поступающие в ГИБДД, необходимо проверять. «Инспекторы совершенно правильно поступают, что вызывают водителей и опрашивают их. У каждого доказательства должен быть свой источник. Ведь нарушитель вправе знать, откуда вообще на свет появилось это видео, не идет ли речь о фальсификации. Поэтому каждый, кто хочет помогать государству, должен иметь в виду, что ему придется давать объяснения», – пояснил г-н Похмелкин.

В то же время руководитель движения «Автомобилисты Ульяновска» Дмитрий Ежов считает, что мы пока «не готовы по уровню гражданского самосознания, технически и организационно к привлечению к такой работе общественных активистов». «Сейчас ГИБДД еще не может полностью разобраться с собственными камерами, научиться должным образом обрабатывать получаемую с них информацию. Можно представить, какая начнется каша, когда на улицу выйдут куча бездельников и начнут фотографировать припаркованные под знаками машины», – заявил «НИ» г-н Ежов. По его мнению, последствия нововведения могут быть безрадостными: «Пьяные все равно продолжат ездить, лихачи будут носиться, а обычные автомобилисты будут вылавливать всякую мелочевку».

Заместитель начальника Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Владимир Шевченко пояснил «НИ», что вопрос сотрудничества ГИБДД и рядовых автовладельцев «должны детально проработать законодатели», потому что имеется «несколько тонкостей и нюансов». «А уже после этого, когда все вопросы и противоречия будут устранены, мы готовы работать с этими записями», – заверил «НИ» г-н Шевченко.