В статье от 28 июля автор Дмитрий Штурман в очередной раз повторил давно избитые аргументы в отношении того, почему в сфере детского питания не должно быть частного бизнеса. У меня как у руководителя предприятия, успешно работающего в сфере организации питания в учреждениях социальной сферы, не вызывает сомнения заказной характер подобных публикаций. Интересно, что одни и те же аргументы сторонники муниципальных предприятий и их руководители высказывают каждый раз при размещении объявления о проведении соответствующего аукциона.
Что ж, готов в очередной раз откровенно изложить позицию малого бизнеса по этим вопросам.
Итак, аргумент первый: для бизнеса главное – прибыль, все остальное вторично. Тогда возникает вопрос: почему за десятилетия существования комбинатов школьного питания не было разработано ни одной программы по популяризации здорового питания и вообще здорового образа жизни среди школьников? Почему не создана эффективная программа обучения персонала и подготовки кадрового резерва и средний возраст персонала в отрасли зашкаливает за пятьдесят лет? Почему комбинаты школьного питания, годами извлекавшие прибыль, не вкладывались даже в элементарный ремонт оборудования пищеблоков школьных столовых, доведя их до абсолютно плачевного состояния?
При этом наша компания, работая на рынке всего чуть более двух лет, разработала целый цикл лекций по здоровому питанию для детей младшего и старшего школьного возраста, опираясь на которые, регулярно проводит беседы с ребятами, организовала и финансирует сеть спортивных секций в тех школах, в которых осуществляет питание. Нами заключен договор с Институтом питания имени Разумовского на подготовку и переподготовку персонала, причем не за счет регионального бюджета, а за счет собственных средств. Мы регулярно вкладываем собственные средства в ремонт и модернизацию оборудования пищеблоков. А иногда и в ремонт помещений. Например, в этом году при подготовке школ к новому учебному году создали в 79 гимназии цех по работе с овощной продукцией. Замечу, что этот цех отсутствовал в гимназии на протяжении всех десятилетий работы в данном учреждении комбинатов школьного питания. Мы смогли решить задачу в течение полугода.
Аргумент второй: якобы на предприятиях малого бизнеса цены на питание выше, чем на муниципальных предприятиях. Но и здесь сторонники комбинатов лукавят, прекрасно зная, что цены определяются по результатам аукциона и просто не могут значительно отличаться. Другое дело, что нами разработано несколько альтернативных меню для разнообразного питания школьников и цены в них могут отличаться в зависимости от комплекса. Но в любом случае стандартное меню стоит для ребенка одинаково – что у нас, что у муниципального предприятия.
Третий аргумент, как правило, касается качества приготовления пищи. Здесь необходимо обратиться к статистике. Если оборот нашего предприятия растет, в отличие от оборота муниципальных предприятий, то, значит, питается у нас все больше школьников, добиться этого можно только постоянным улучшением качества.
Разговоры о том, что муниципальные предприятия готовы развернуть питание в случае чрезвычайных ситуаций, приходится слышать часто. Мы, в свою очередь, неоднократно уведомляли представителей власти, что в случае любых ЧП наше предприятие развернет питание по первому требованию. И сейчас еще раз публично эту позицию подтверждаю как генеральный директор предприятия, для которого социальная ответственность стоит на первом месте.
Ну и, наконец, относительно прозрачности расчетов. Позволю себе напомнить, что зимой мы вместе с директорами комбинатов школьного питания посещали Саранск, с целью ознакомления с опытом внедрения системы электронных карт школьника. Мы изучали этот опыт совместно, но почему-то только наше предприятие «Альтернатива» разработало и внедрило комплекс безналичных платежей. Мы уже внедрили электронную карту школьника в нескольких школах города и, готовы сделать это в каждой школе, в которой работаем. Кроме очевидных удобств для учеников и родителей, которые теперь могут в «личном кабинете» получить полную информацию о том, что и за какие деньги отпускалось ребенку нашим предприятием, это очередной шаг к максимальной прозрачности бизнеса. Теперь движение каждой копейки в нашем предприятии автоматически учитывается и может легко проверяться надзорными органами и представителями родительской общественности. Вместе с тем, насколько мне известно, в КШП не используются даже элементарные кассовые аппараты для учета движения средств.
Ну и возвращаясь к началу нашего разговора – конкурсу. Совершенно очевидно, что малый бизнес и муниципальные предприятия находятся при его проведении в неравных условиях. Ведь бизнес оперирует своими деньгами, в то время как муниципальное предприятие использует фактически бюджетные средства. А значит, все неэффективные действия МУПов будут оплачиваться из кармана налогоплательщика. Поэтому мне, именно как налогоплательщику, очень бы хотелось увидеть полный отчет о работе муниципальных предприятий, чтобы понять, за чей счет КШП конкурирует при проведении аукциона, есть ли у него при этом собственные средства? Ведь в противном случае мы имеем ситуацию инвестирования бюджетных средств в конкуренцию частному бизнесу, напомню, что на недопустимость подобных действий указывал президент Владимир Путин в своем бюджетном послании. Вместе с тем хочу обратить внимание руководства города, что только наша компания, в случае участия в обеспечении питанием значительного количества школ, готова вложить в модернизацию оборудования пищеблоков более 10 млн рублей уже в ближайшие полгода.
Еще раз как представитель малого бизнеса хочу подчеркнуть свою готовность к открытому диалогу. Готов предоставить абсолютно любую документацию для демонстрации более эффективного подхода к организации школьного питания со стороны бизнеса.

Андрей ТОЛМАЧЕВ, генеральный директор ООО «Альтернатива»
в газете на правах рекламы