на которые не будут продаваться билеты.
В последнее время в России участились случаи аварий пассажирских автобусов. В Ульяновской области в этом году пока еще ничего серьезного не произошло, но это не значит, что не требуется осуществление контроля. Нарушения лучше ликвидировать заранее,чем потом заниматься устранением их последствий.
В июле на дорогах региона прошла акция «Автобус», проведенная совместными силами областной ГИБДД и управления автодорожного надзора по Ульяновской области. Итоги проверок нельзя назвать оптимистическими. Нарушения есть.
Какая основная причина аварий междугородных автобусов? Водитель заснул за рулем. Это прямое нарушение режима труда и отдыха. По правилам водитель не может сидеть за баранкой больше 12 часов. Обязательно должен быть сменщик и специально оборудованное место для отдыха, что, как выяснилось при проверке, не всегда имеет место быть.
С апреля этого года на всех автобусах, осуществляющих междугородные перевозки (то есть на расстояние дальше 50 км от населенного пункта), должны быть установлены специальные приборы контроля — тахографы. Они фиксируют скорость автобуса на всем пути движения, время выезда и работы водителя, а также другую информацию о режиме работы транспортного средства и управляющего им человека.
Но, как показала проверка, тахографы установлены далеко не на всех транспортных средствах. В основном этим грешат автобусы малой вместительности. Многие водители оправдываются, говоря, что в «Газелях» конструктивно не предусмотрен данный прибор. Но требования закона неумолимы,и их необходимо выполнять. Нет возможности установить тахограф, купи или арендуй автомобиль, имеющий данный прибор.
По-прежнему выявляются и другие «популярные» нарушения. Остановка не в том месте, отсутствие или присутствие дополнительных, но незарегистрированных ремней безопасности. Большая проблема — вечный перегруз маршруток, ведь даже в новеньких «Фордах», «Рено» и других подобных автобусах число стоячих мест ограничено. При междугородных перевозках стоящих пассажиров вообще не должно быть! Хотя многие из нас ездят в деревни к родственникам и прекрасно знают, как бывают забиты автобусы.
Более действенных методов, кроме штрафов, пока не придумано. Но что такое сумма в 100 рублей для водителя и 1 000 рублей для юридического лица? Копейки. И ладно, если предписание об устранении нарушения будет выполнено, а если нет? Отдать еще тысячу рублей для многих частных предпринимателей, занимающихся перевозкой, не проблема.
ГИБДД Ульяновской области не стоит на месте, разрабатывая и внедряя новые способы борьбы с нарушителями техники безопасности пассажирских перевозок. Конечно, штрафы и предписания об устранении никто не отменил, но плюс к этому вводятся дополнительные карательные меры. В министерство транспорта области направляются письма с указанием номеров автобусов с неполадками, которые таким образом попадут в своеобразный «черный список». Выезд до устранения нарушений таким машинам будет запрещен. На автовокзалах на эти автобусы не станут продаваться билеты. Должностных и юридических лиц, у которых работают аварийные средства пассажирских перевозок, привлекут к ответственности.

СПРАВКА «НГ»
За две недели проведения акции «Автобус» составлено 59 актов о нарушении техники безопасности перевозки пассажиров. Привлечено к ответственности 12 должностных лиц. Выписано 4 предписания об устранении нарушений.

Дмитрий ЧУРОВ