Мы не раз бывали в Барышском районе, писали о его роскошных лесах и старинных сёлах с их удивительными вековыми историями. И вот, наконец, добрались до знаменитого барышского озера с интересным названием Крячёк. Интересное у него не только имя, так похожее на щелчок, но и вся его озёрная жизнь. Другого такого водоёма вы в нашей области не сыщете.
Живая подушка
Если внимательно присмотреться на карте к Барышскому району, можно отметить, что на его территории больше болот, нежели в других районах Ульяновской области. Местность тут, и правда, «водянистая», хотя крупных рек, вроде бы, нет, зато сама земля будто напитана подземной влагой. Некоторые участки со временем незаметно затягиваются болотом, словно безболезненной коростой. Только за последние годы коварная топь съела в районе несколько полноводных озёр. Теперь на их месте плотный слой мха, ставший не слишком щедрой почвой для молоденьких сосен и дикой пшеницы. Такая же участь ждёт и озеро Крячёк, правда, это будет, по подсчётам специалистов, через тысячу лет, так что время полюбоваться этим водоёмом у нас ещё есть.
Добраться до него – уже приключение. Благо у нас были проводники, причём самые лучшие из возможных – местные лесничие. Вот уж кто знает каждый поворот в барышских лесах и может легко вывести к озеру, запрятанному в плотном кольце тростника. В селе Старотимошкино мы, захватив с собой резиновые сапоги до колен, пересели на «УАЗик»-«буханку» и отправились в сторону Крячека. По пути трижды возблагодарили отечественный автопром – ни на чём, кроме наших вездеходов, по местным буеракам не добраться, здесь вязнут даже импортные джипы. А наша «санитарка» лихо взбиралась по колеям – только крепче держись!
– Когда-то здесь росли вековые реликтовые сосны, но в 1998 году началось заражение деревьев насекомыми-вредителями, и пришлось провести в лесу массовую вырубку. Из тех реликтов остались только единицы, – рассказывает по пути Владимир Михайлович Казаков, участковый лесничий Акшуатского лесничества.
Теперь леса здесь всё больше смешанные, укромные. Широкую гладь озера Крячёк среди тёмных стволов не сразу и разглядишь, а ведь водоём этот немаленький – площадь его зеркала 56 га. Больше Крячека в нашей области только оба Белых озера – в Николаевском и Майнском районах. И вот, наконец, запахло грибами, тёплой сыростью и молодой незастывшей смолой. Мы прошли метров 20 в сторону озера по подозрительно мягкой земле, как будто проседающей под ногами, и только когда остановились на минуту осмотреться, заметили, что, если стоять на одном месте, сапоги медленно уходят в эту мягкую почву.
– Мы стоим на подушке из мха, которой затягивается озеро, – объясняет наш проводник – Толщиной она от 50 до 120 см, под ней – под нами то есть – примерно метра четыре воды (на середине озера глубина – 6 метров, – прим. авт.). Но ступать можете смело: здесь ходят и лоси, и кабаны, подушка выдерживает даже крупного зверя, а уж человека и подавно. Вообще это очень не типично для озера – чтобы зарастание, заболачивание шло по поверхности, обычно водоём зарастает со дна.
Вот так болото постепенно подкрадывается к глади воды, расползается моховым ковром, как будто паутину плетёт вокруг озера, потихоньку затягивая его зелёной живой плёнкой из сфагнума и других видов мха, коих здесь огромное разнообразие. Когда идёшь по этой подушке, кажется, что ступаешь по резиновому надувному матрасу, который бросили в озеро, так же переминаешься с ноги на ногу. Очень необычное ощущение, вряд ли где-то ещё его можно испытать, но вскоре ты привыкаешь к нему и перестаёшь обращать внимание.
Но ещё более диковато становится, когда рукой проникаешь в мягкую утробу этой подушки: с виду обычная земля, покрытая зеленью, но вот ладонь легко погружается всё глубже и глубже, как нож в масло, и так же легко её можно вынуть обратно.
Озёрные хищники
А сколько на этой моховой подстилке живых обитателей! Есть даже насекомоядные растения, которые для наших широт совсем не типичны. Они произрастают в тропиках, но здесь, на влажной почве, эти растения-хищники освоились, как дома. Нагнёшься к самой земле и увидишь росянку – невысокое растеньице-убийцу, на листьях которого есть коварные волоски. Мухе или любому другому мелкому насекомому достаточно только сесть на них, как тут же края листьев сворачиваются и выделяют клейкое вещество, которое обволакивает, парализует и разъедает несчастную жертву. Вот так росянка кушает…
А клюквы на озере сколько! Места тут труднопроходимые, поэтому эта опять же очень редкая для наших краёв ягода зреет на Крячеке до первых октябрьских заморозков, после чего она становится ещё мягче и слаще.
Но главная ценность озера – это его чистейшая вода, потому что здесь растёт много сфагнума – мха, который обеззараживает воду. За почти 2000 лет своего существования Крячёк сохранил свои воды кристальными, местные знающие люди зачерпывают из него воду и пьют, как из родника.
– Хотя тем, кто первый раз приезжает на Крячёк, кажется, что вода здесь тёмная, – говорит Владимир Казаков.
– Это из-за того, что дно озера устлано торфом и илом. Есть даже местная легенда, что Крячёк на самом деле
– бездонное озеро, потому что, якобы, если опускать на дно верёвку с грузом, она всё будет опускаться, опускаться и дна так и не достигнет. На самом же деле всё дело в грунте, который и создаёт этот эффект отсутствия дна. Кстати, знаете, откуда у Крячека такое название? Через это озеро когда-то проходила зимняя дорога с Вешкаймы на Барыш. В детстве нам рассказывали легенду, что по этой дороге ехал однажды купец Кряк, или Крячёк, на тройке лошадей с сундуками, полными добра, да провалился под лёд вместе со своими богатствами. С тех пор лунными ночами здесь, на озере, якобы видели, как кто-то ездит на лошадях по глади озера – вот такими небылицами нас, детей, пугали, чтобы мы одни не ходили на Крячёк.
Много было версий и о необычайной полноводное этого озера. Когда засушливым летом 2010 года все близлежащие озёра подсохли на метр-полтора, на Крячеке уровень воды остался прежним. Специалисты говорят, что либо этот водоём связан с подземным морем, либо системой каналов – с Волгой. Были даже слухи, что, выясняя этот вопрос, на Крячёк приезжали учёные, запускали в озеро специальную краску, и она вышла в Волге где-то в районе Жигулей, но это всего лишь разговоры. Тем не менее, полноводность и неиссушаемость озера особенно приглянулась местной живности. На Крячеке очень много водоплавающих птиц, особенно уток – площадь озера большая, подкрасться к ним сложно, так что они себя здесь чувствуют вольготно.
– В 2010 году здесь даже были пролётом несколько лебедей, – рассказывает наш проводник. – Но эта такая птица, которая не терпит соседства ни с кем другим. Лебедь выбивает всех птиц вокруг, разоряет все чужие гнёзда, так что с таким соседом остальным крылатым не ужиться.
Коварные полыньи
Хорошие места здесь и для рыболовов. Рыбаки едут на Крячёк половить карася, щуку, окуня и даже проложили на его моховой подушке целую тропку. И всё же дорога до озера и его непривычно неустойчивая поверхность многих настораживают. Мы нашли на ульяновском форуме рыболовов в Интернете отзывы тех, кто бывал на озере. И вот что они пишут: «По расспросам ребят из тех мест, говорят, места там гиблые. Тем и интереснее…» или «Без полного привода там сложновато будет, по пути встречаются и ручьи, и полностью песчаные дороги. На озере полно коварных окон и торчащих коряг»… Но люди, тем не менее, едут туда рыбачить. А насчёт «коварных окон» – это верно подмечено. Зазевавшись среди тростника да заглядевшись на чудные пейзажи, ваш покорный автор угодил в одну из таких незаметных лунок, выше колен оказавшись в болотной воде. Причём это вам не те болота, которые медленно затягивают своих несчастных жертв, здесь проваливаешься в одно мгновение, главное, сапоги не оставить. Правда, страшного в этом ничего нет, да и не было тут случаев, чтобы кто-то провалился, но зевать на моховой подушке всё же не советую.
После того, как нас отпоили после «купания» вкуснейшим чаем из родниковой воды, мы тронулись обратно, по пути вспоминая те легенды, что вычитали заранее про Крячёк. Например, про то, что на его дне живёт гигантский змей, который со дна никогда не показывается, зато все местные гадюки – это его дети. Небылица, кстати, возникла не просто так: в Барышском районе, действительно, нередко фиксируют укусы змей, только в этом году нам стало известно о четырёх таких случаях. Оказалось, что змеи здесь, и правда, водятся, в основном гадюки, но элементарные меры предосторожности (хотя бы высокие резиновые сапоги) вполне помогут от них уберечься. Есть и другая легенда – о местном селе, которое якобы полностью поглотило болото. Да, сёла в этих краях исчезают, но только не трясина в этом виновата.
– Когда-то здесь было много сёл для эвакуированных во время войны, для ссыльных, в основном политических, – рассказывает Владимир Казаков.
– Так, эстонцев-бандеровцев после войны выселяли в хутор Эстонский, сёлами для ссыльных были Чёрная Речка, Бутырки – у них и названия-то были символичные. Все местные жители были заняты на добыче торфа, здесь же богатейшие запасы – до сих пор встречаются слои до 14 метров толщиной! Но в 90-е годы в район пришёл газ, и торфодобыча начала отмирать. Люди в поисках новой работы стали уезжать из сёл, и вскоре все они опустели окончательно.
За разговорами мы и не заметили, как вернулись обратно в Старотимошкино, проехав вдоль заросшего хлебного поля, оставленного после ухода из здешних мест людей, вдоль устоявшегося болота, ставшего новой почвой для молодых сосен. А позади нас осталось озеро, которому ещё жить да жить тысячу лет!
Екатерина ПОЗДНЯКОВА