Ульяновская область входит в число регионов-лидеров по росту инвестиций. Опыт привлечения инвесторов приковывает к ней внимание серьёзных политиков и экспертов российского уровня. В числе первых регион поднимает и вопрос о полезности инвестиций для его жителей. Накануне планирующегося визита в Ульяновск президента Владимира Путина время обсудить вопрос о влиянии притока инвестиций на экономику региона. Это актуальная тема для всей России в связи со вступлением в ВТО. Многие эксперты, в том числе и входящие в ближний президентский круг, называют Ульяновскую область в числе лучших по созданию благоприятного инвестклимата субъектов федерации. Так, в начале июля министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов отметил, что Ульяновская область «развивается темпами, значительно опережающими многие передовые регионы России». С большой вероятностью такое отношение министра, вышедшего из недр президентского Агентства стратегических инициатив, окажет влияние на программу пребывания в городе Владимира Путина. Другим вопросом, который не может быть обойдён во время визита, является размещение пресловутой «базы НАТО». Как ни странно, это также в значительной мере является вопросом внешних инвестиций в экономику области. Действительно, область, возглавляемая губернатором Сергеем Морозовым, в течение нескольких последних лет закрепила за собой статус привлекательного региона для приходящего сюда бизнеса. Постепенно это начало сказываться на реальном росте инвестиций и доходов областного бюджета. В прошлом году объём инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий вырос по сравнению с 2010 годом на 21 % и составил 61,7 миллиардов рублей. По темпам роста инвестиций область заняла первое место в Приволжском федеральном округе и 21-е место в России. При этом, как отмечается главой Корпорации развития Ульяновской области Дмитрием Рябовым, бюджетные инвестиции составили только 4 миллиарда рублей – самый низкий показатель в Приволжье. Регион, уступая соседям в борьбе за бюджетные средства, научился привлекать частные инвестиции, которые должны через налоги наполнять областную казну. Одной из «точек роста» инвестиций является созданная в 2008 году портовая особая экономическая зона. С ней связаны надежды на привлечение в Ульяновск серьёзных игроков в сфере авиастроения, транспорта и логистики. Буквально в преддверии визита главы государства Сергей Морозов рассказал о том, что в особую зону пришли ещё два инвестора. Без сомнения, при возникновении в аэропорту «Ульяновск-Восточный» крупной логистической базы, а также развитие заволжской промышленной зоны создаст синергетический импульс развития для всей территории. Поэтому выглядело бы логичным, если б жители региона полностью поддерживали тот курс, которым развивают экономику глава области и который привлекает интерес федерального центра. Однако, не всё так гладко, и дело не только в известных политических рисках при сотрудничестве с иностранными партнёрами. Экономически заинтересованные жители области всё чаще публично выражают опасения по поводу усиления конкуренции со стороны пришлых инвесторов за ресурсы и, самое главное, за доходы. Явно это видно на примере ритейла. В этой сфере крупные сети уже поглотили ряд местных продавцов, что заметно ухудшило ассортимент и обслуживание покупателей. Под давлением сетей мелкие магазинчики и киоски местного «предпринимательского пролетариата» занимают всё меньшую и меньшую нишу. На макроэкономическом уровне рост инвестиций пока не столь сильно отражается на росте доходов, как, скажем, цена на нефть. Доходы граждан в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом всего на 7,3%. Если говорить об «общем кошельке», то по итогам за 2011 год доходы областной казны выросли чуть больше – на 11,3% . Но опять-таки темпы роста бюджета отстают от инвестиционного роста. Понятно, что создание материальной базы финансового благополучия граждан региона, – это вопрос длительного отрезка времени, однако необходимо убедиться, в правильном ли направлении происходит движение. Не забывают ли местные власти в погоне за инвесторами и борьбе за рейтинг создавать условия для самих жителей региона. Рассмотрим несколько наглядных примеров, чтобы показать наличие проблемы. Крупнейшими бюджетными инвестициями в ульяновскую экономику стало строительство нового волжского моста. Проект удачно реализован, деньги освоены, однако желаемого улучшения жизни граждане не ощутили. Мост в меньшей степени отвечает интересам жителей города Ульяновска, чем интересам транзитных перевозчиков, так как не включён в полной мере в городскую транспортную систему. Подъездные дороги либо отсутствуют, либо в ужасном состоянии, городской транспорт двигается по-прежнему по старому мосту. Возможно, экономика региона выиграла от притока транзитного транспорта? Нет. Мы не видим расцвета придорожной инфраструктуры, так как этим вопросом никто не занимается, а общих условий ведения бизнеса, видимо, не достаточно. Бюджеты всех уровней от перемещения грузов по ульяновским дорогам дохода также не видят. Напротив, соседи используют дороги, не оплачивая их содержание. Известны примеры с грузовиками мордовских и татарских инвесторов, которые просто разбивают ульяновский асфальт. Об ухудшении экологии говорить не приходится, хотя при реализации некоторых других инвестпроектов экологический вопрос становится одним из главных, так как размещение грязных производств на территории региона опускает территорию до уровня стран «третьего мира». Другой пример, развитие аэропорта «Ульяновск-Восточный» за счёт перевозки натовских грузов. Сколько сломано копий по поводу геополитической составляющей проекта, но почему-то никто не задался вопросом, а какие, собственно, экономические плюсы для региона имеются в его реализации? Если в Ульяновске не будет «базы», то означает ли это, что по завершению военного трафика Ульяновск вновь останется с чистым полем вокруг взлётной полосы? А если всё-таки «база» будет, то кто и на какие средства её построит и кому она будет принадлежать? Интересна цена вопроса для Ульяновской области. Каков процент от «оборота» будет оседать в регионе, в бюджете района, города и области? И самое главное, будут ли эти средства конвертироваться в благосостояние граждан? Не секрет, что новые предприятия не создают масштабного числа рабочих мест – это современные производства, не требующие неквалифицированного массового труда. Не секрет, что доходы от предприятий оседают в карманах их хозяев, живущих за пределами области. Также не секрет, что приезжие специалисты влияют на повышение цен на рынке наёмного жилья. При этом инвестиции практически не направляются в обрабатывающие отрасли экономики, традиционные сектора, в которых занята значительная часть населения региона, то есть и рост заработных плат «местным» не грозит. Единственный путь попадания денег из оборота новых инвесторов в карман граждан области – бюджетное перераспределение. Как мы видим, рост доходов бюджета выше, чем рост дохода граждан, но при этом небольшой объём бюджета не позволяет компенсировать ульяновскую бедность. Вероятным выходом из такой ситуации является, во-первых, использование бюджетных средств на создание общедоступных благ (на благоустройтсво и инфраструктуру). Во-вторых, использование перераспределения новых доходов не на социальную поддержку населения, а на развитие местной экономики в виде малых и микропередприятий. Пока же региональные власти не заинтересованы в развитии местного бизнеса, так как это не влечёт увеличения доходов бюджета и требует серьёзных ресурсов. Напротив, местная власть и естественные монополии заинтересованы в максимальном контроле за ресурсами, за счёт которых формируются административная рента и монопольная сверхприбыль. Местная власть также мало заинтересована в эффективном использовании общественных финансов на общедоступные блага, поэтому пока единственной защитой от разбазаривания бюджетных средств является раздача живых денег непосредственно гражданам и подушевое финансирование, что в свою очередь порождает иждивенчество. Самое прискорбное, что иждивенческие настроения населения поддерживаются программными заявлениями Владимира Путина. Как результат – ульяновцы будут ожидать от лидера страны ответа на вопрос, а что получат они от роста инвестиций и натовского транзита. Самым простым решением были бы прямые бюджетные вливания в благоустройство, сельское хозяйство и развитие малого бизнеса в регионе. Но для этого необходим жёсткий контроль за использованием общественных финансов. В самое ближайшее время вопросы политики государства по развитию экономики на уровне микропредприятий и домохозяйств, а также контроля за общественными финансами будут подниматься на общероссийском уровне. Уже сейчас эксперты говорят о вреде оффшоров для мировой экономики и особых экономических зон – для российской. В бушующем океане ВТО России неплохо было бы иметь лодку в виде унифицированной национальной экономической политики без особых экономических дыр. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Неугомонный Дед Соколов
Забодали этой “базой”, обыкновенные склады с возможностью “консолидации и расконсолидации грузов”…
Никого нет
Заместитель председателя правительства Ульяновской области Николай Доронин заявил газете ВЗГЛЯД, что вопрос с таможней непринципиален, поскольку в аэропорту она есть и прекрасно работает. Что касается самого транзита НАТО, то, по его мнению, он принесет пользу Ульяновской области в виде «дополнительных налогов, рабочих мест и доходности авиакомпании «Волга-Днепр». «С точки зрения зарабатывания денег это очень хорошо. Никакой базы НАТО здесь я не вижу, не вижу ни солдат, ни офицеров… Никого здесь нет, все это чушь», – добавил Доронин.
http://www.vz.ru/politics/2012/8/1/589830.html
zzz
Дальше читали?
“Начальник ульяновской таможни Валерий Герасев подтвердил эту информацию газете ВЗГЛЯД. «Уменьшается количество на 200 с лишним человек. Таможенный пост, который находится в аэропорту, будет преобразован в отдел таможенного оформления таможенного контроля численностью 24 человека. Этими силами и будем работать», – сказал Герасев.”
Уже приносит “пользу” . Да и Волга-Днепр врядли будет расширять штат. Как обычно, пилоты будут работать на износ. Будут по одному пилоту летать.
Крот
да, в ульяновске власти взяли быка за рога, привлекая инвестиции. так держать!
Анна Войцеховская
Ну да, только сами властьпридержащие и делают этот бизнес – портовая зона и прочая…. не Иванову, Петрову и Сидлорову все это принадлежит.
Создают приоритетный нац проект, делают под него налоговые преференции, бюджетные потоки заворачивают и вот вам счастье (новые частные инвестиции)!!!
Гроза морей
Конечно во благо!! Столько всего хорошего появилось в ульяновске за последний год.
Прочитала
Ну да, особенно прелестны ульяновские дороги – да в темноте, да с неслабыми ямками…
Саквояж
Очередной – Памятник “ИНВЕСТИЦИЯМ” – Ленинские горки уже есть. Кто следующий ?
Недовольным
А кто вам всем вместе взятым запрещает заниматься бизнесом? Придумайте уникальную идею и вперед зарабатывайте деньги. Это конечно тяжелее чем болтать языком и ругать всех и вся
хе
уникальная идея давно придумана и во всю пылесосит: войти во власть с любого входа и на выходе получаются повтаревы, харловы, рябовы, морозовы и прочая, прочая, вплоть до сотен мелких чиновников, которые не могут объяснить собственным начальникам откуда у них взялось каких-нибудь 5 миллионов.