Для бывшего гендиректора ОАО «КТЦ «Металлоконструкция» Андрея Щербины политика – пока дело новое: кресло замглавы города по финансово-экономическим вопросам он занимает всего пару месяцев. В понедельник в горадминистрации произошли новые кадровые перемены – Щербина назначен первым замом Марины Беспаловой. Теперь круг вопросов, которые он курирует, значительно увеличился – это инвестиции, ценовая политика, земельные отношения, капитальное строительство, малый и средний бизнес. При этом в интервью «УП» он рассказал, что основной своей задачей на новой должности он считает увеличение суммы в городской казне.
– Андрей Александрович, Вы по образованию инженер-строитель, долгое время руководили успешным предприятием, почему же всё-таки решили пойти на госслужбу?
– Ну хотя бы потому, что я житель этого города. Я всегда обращал внимание на его жизнь и кое-что хотел сделать лучше. Сейчас мне такая возможность представилась, и я постараюсь реализовать себя здесь.
– Недавно Вы вернулись из командировки в Екатеринбург, расскажите, с каким «багажом»?
– В Екатеринбурге я участвовал в конференции «Муниципальные информационные системы». Она проводилась уже в девятый раз и обобщала лучший опыт внедрения информационных технологий в работу муниципальных органов управления. Мне понравилась ключевая фраза встречи – «В бардаке информатизации не построишь». Получается, что тем, кому уже удалось информатизироваться, удалось навести порядок в своих структурах. К сожалению, такого муниципалитета, где всё было бы идеально, нет. Где-то более успешно были реализованы одни проекты, где-то – другие. Например, в Тюмени начали по-новому работать с обращениями граждан – если вручную там обрабатывали 114 тысяч обращений в год, то в электронном виде это уже 600 тысяч.
– Опыт каких-то городов взяли на заметку?
– Для более подробного изучения опыта был выбран город Оренбург. Сейчас передо мной стоит задача увеличения доходной части бюджета. Самое реальное, с помощью чего это можно сделать, – это грамотное управление земельно-имущественным комплексом. В Оренбурге в этом плане удалось достичь максимальных успехов. С одного квадратного метра муниципальных нежилых помещений там собирают в бюджет 2,64 тысячи рублей, в Ульяновске этот показатель в два раза ниже – 1,24 тысячи рублей с квадратного метра. То есть у нас есть хорошие резервы для увеличения. В Оренбурге пришлось провести большую работу, было много разногласий из-за того, что у налоговой службы своя база, у кадастровой – своя. Им удалось все данные собрать и обобщить. Сейчас у них вся земля описана, а у нас ещё много «белых пятен», которые надо оформить. То есть первая цель, которую я здесь перед собой ставлю, – это создание единой информационной базы для двух комитетов – комитета архитектуры и градостроительства и комитета управления городским имуществом и земельными ресурсами. Это делается для того, чтобы за счёт выявления неучтённых земель собирать в бюджет дополнительные средства. В будущем для этого мы будем использовать аэрофотосъёмку, определять законность строительства.
– А горожане почувствуют плюсы от внедрения таких информационных систем?
– Конечно. Мы хотим упростить процесс оформления земельных участков, это очень важная задача. Сейчас это занимает много времени, от нас требуют сократить сроки, но сделать это пока сложно, потому что существует много регламентов, которые нужно выполнять. За счёт объединения баз данных мы хотим сократить число этих регламентов, соответственно скорость принятия решений увеличится.
– В числе ваших нынешних интересов значится и курирование предпринимательской деятельности. В каком направлении Вы планируете двигаться в этой сфере?
– Пока я собираю информацию, больше слушаю, чем говорю, потому что сфера деятельности очень обширная. Но кое-что уже удалось понять. Я был в командировке в Германии, там примерно 20 лет назад отчисления промышленных предприятий занимали около 75 процентов в налоговой базе, остальное приходилось на долю среднего и малого бизнеса. Сейчас ситуация сильно изменилась – это соотношение стало 50 на 50. Мы сейчас – как Германия 20 лет назад, но я хотел бы взять их опыт за основу. Велосипед изобретать не будем – будем развивать бизнес-инкубаторы, налаживать отношения с другими регионами, открывать там филиалы успешного бизнеса. Сейчас мы прописываем некую «дорожную карту» – выпустим брошюру, в которой по пунктам распишем, что делать человеку, который хочет открыть своё дело. И если снова возвращаться к опыту Германии, будем больше вкладывать в обучение кадров. Там бюджет тратит на это очень большие средства. Они говорят: «У нас нет ресурсов – ни нефти, ни газа, зато у нас есть человеческий капитал, мы будем вкладывать в него». Наша задача аналогична – вкладывать в кадры. И создавать комфортную среду для проживания. Потому что, как правило, это создаёт некую зону притяжения, человеку хочется здесь жить, работать, развиваться.
– Городские власти уже на протяжении нескольких лет поддерживают начинающих предпринимателей с помощью грантов, это направление будет продолжено?
– Гранты – это интересно, но те 300 тысяч, которые предприниматель получит, ему нужно будет вернуть в виде налогов, и многие считают, что это большая нагрузка, и даже не приходят за этими грантами. Я вижу развитие малого и среднего бизнеса немного в другом ключе. Я считаю, надо не деньги давать, а создавать условия для бизнеса – грубо говоря, дать в руки молоток и гвоздь и научить работать, от этого эффект будет ощутимее. Кроме того, мы сейчас думаем, как сделать бизнес более жизнеспособным. Потому что пока статистика неутешительна – в прошлом году из трёх тысяч вновь образованных предприятий к концу года работали только
10 процентов из них.
– Сейчас многие представители власти регистрируются в соцсетях, как Вы считаете, тот же Твиттер поможет вам в работе?
– Вы знаете, Твиттер мне уже помогает работать, потому что какие-то новости я сам быстрее узнаю через него. И Сергей Иванович Морозов много пишет в Твиттере, и Марина Павловна Беспалова, поэтому пока ждёшь какого-нибудь совещания, сразу можно увидеть, что происходит, сделать какие-то выводы.
– После Вашего перехода на новую должность ОАО «КТЦ «Металлоконструкция» руководит Ваш отец. Вы продолжаете принимать какое-то участие в жизни предприятия? Всё-таки столько лет ему отдано…
– Предприятие мне дорого, но есть такое мнение, что если человек создал какой-то качественный продукт, он должен отпустить его в «свободное плавание». Если же это невозможно, значит, что-то неправильно сделано. Конечно, мы общаемся с отцом, и на эту тему тоже. Но всё-таки я уже работаю в городской администрации и считаю, что очень важно сейчас сосредоточиться и плодотворно поработать. Я хотел бы видеть Ульяновск уютным, чтобы приятно было ходить по красивым обустроенным улицам. Понимание, как это сделать, у нас есть, но мы осознаём и то, что это не быстро делается. Нужна постоянная работа и преемственность в действиях. То есть даже если меняется власть, процессы должны быть налажены так, чтобы несмотря ни на что продолжалась одна линия развития.
Анастасия Гайнутдинова