Итак, руководство и специалисты ОАО «ГНЦ НИИАР» готовятся к общественным слушаниям по строительству еще одного объекта на промплощадке института.
Напомню, в рамках развития ядерного кластера уже были одобрены строительство свинцово-висмутового реактора на быстрых нейтронах (СВБР), многоцелевого исследовательского реактора (МБИР), производства молибдена-99, реконструкция хранилища твердых радиоактивных отходов.
На этот раз жителей города и области будут убеждать в безопасности полифункционального радиохимического комплекса (ПРК). Под этим обтекаемым названием скрывается «простой» экспериментальный мини-заводик по переработке отработанного ядерного топлива.
Пока готовятся материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для этого комплекса, хочу заострить внимание специалистов, которые делают эту работу, руководителей государственных и муниципальных органов власти, прокуратуры и общественности на двух моментах: юридическом и экологическом.
Начну с экологических вопросов (это будет больше интересно специалистам и общественности): 1. На общественных слушаниях по вопросу размещения реактора МБИР я предложил проектантам оценить негативное воздействие от проектируемого реактора с учетом действующих и других проектируемых объектов. Все просто – если радиохимические выбросы НИИАРа сейчас соответствуют нормам, то расчеты, проведенные с учетом новых источников (а планируется строить новые вентиляционные центры с высокими трубами для рассеивания радиоактивных выбросов), не обязательно выдадут благостную картинку. Может получиться, что один-два новых реактора можно и разместить, а тот же комплекс по переработке радиоактивных отходов – уже нет. И аварийные ситуации надо рассматривать в комплексе, с учетом «принципа домино» и «закона» Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше». Надеюсь, ОВОС ПРК будет выполнен с учетом этих пожеланий.
2. Теперь коснемся вопроса образования новых отходов. Планируется использовать для переработки радиоактивных отходов два способа – пирохимический и гидрометаллургический. По мнению специалистов, первый более безопасен, так как весь процесс происходит в замкнутых боксах в среде инертного газа, при этом отсутствуют радиоактивные выбросы в атмосферный воздух (большой плюс), не образуются загрязненные стоки и меньше отходов. При втором способе есть и выбросы в окружающую среду, а также образуются жидкие и твердые радиоактивные отходы. Возникает вопрос: зачем нам нужна более «грязная» технология? Давайте от нее откажемся еще на предпроектной стадии… Другой вопрос: не будет ли при переработке отходов образовываться дополнительно «грязных» отходов в несколько раз больше? Опять вспоминая Мэрфи, не получилось бы с этим комплексом по одному из его законов: «Чтобы вычистить одно, надо запачкать что-то другое, но можно запачкать все, так ничего и не вычистив».
3. Материалы ОВОС должны рассматривать различные варианты размещения нового объекта (в различных местах, в том числе и «нулевой» вариант – отказ от строительства). И рассматриваться должны варианты не только с точки зрения охраны природы и здоровья людей, но и с экономической. Может быть, гораздо выгоднее строить комплекс по переработке там, где образуется отработанное топливо в промышленных масштабах – рядом с АЭС, где есть реакторы на быстрых нейтронах?
Предложение к руководству Росатома: давайте этот комплекс построим, например, на Белоярской АЭС.
Юридические вопросы будут больше интересны органам власти, прокуратуре и, опять же, общественности: Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995г.
№170-ФЗ, статья 11, гласит, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации… устанавливают порядок и организуют с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждение вопросов использования атомной энергии». Статьей 12 того же закона определяются полномочия органов местного самоуправления в области использования атомной энергии: «…участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Общественные слушания по размещению реакторов СВБР и МБИР, а также других объектов проводились администрацией Димитровграда (организовывались по распоряжению главы администрации, о чем были соответствующие публикации в СМИ).
А вот правительство Ульяновской области в них только участвовало. Нестыковка какая-то. Хотелось бы обратить внимание органов власти на необходимость организовывать общественные слушания по размещению радиационно опасных объектов в соответствии с федеральными законами. А органы местного самоуправления Димитровграда, кстати, вполне могут себя проявить, организовав общественные экспертизы всех проектов ядерного кластера, наняв для этого независимых экспертов, кандидатуры которых обязательно надо согласовать с общественностью города и Ульяновской области.
В конце прошлого года на встрече директора ОАО «ГНЦ НИИАР» Владимира Троянова с журналистами я задал вопрос, как он относится к сотрудничеству с общественными организациями. Ответ был положительный.
Тогда я предложил обсудить после пресс-конференции предложения нашей организации по сохранению дикой природы в санитарно-защитной зоне института. Владимир Михайлович сделал встречное предложение изложить все в письменном виде и встретиться в конце января – феврале.
Письмо я отправил, но ни ответа, ни приглашения на встречу до сих пор так и не получил. Объясняю для себя это двумя возможными вариантами: либо человек «сидит на чемоданах» в ожидании перевода на новую должность, либо это политика Росатома – делать свои дела, не обращая внимания на мнение общественности. Хочу верить, что мои вопросы и предложения на сей раз не останутся без внимания.
Николай ФАЛАЛЕЕВ, председатель правления Ульяновской региональной общественной организации «Экологический Совет».
zzz
Мини-заводик, мини-авария,мини-Чернобыль
свой
в ульяновске собраны лучшие специалисты в ядерной области!
РС ЧС
это никого не спасёт.
лучшие специалисты, как известно, утопили Титаник
Пьяный конному не пеший
-мини-специалисты…
Владимир Воронин
На Арсенале мини-заводик Сердюкова и полгода не проработал
Долинин?!
Уж полночь близится, а Костика всё нет!
Его прямые полномочия, можно же в его стиле классно пропиариться, откуда такое молчание и равнодушие?
Комментатор
Николай всё вроде хорошо изложил, но: во-первых, в соответствии с законодательством при разработке ОВОС обязательно должен быть произведён учёт воздействия всех объектов расположенных рядом (это факт и государственную экологическую экспертизу без этого не пройти, а если и попробуют мы за этим проследим); во-вторых, если бы Вы (Николай) были бы немного знакомы с технологией переработки радиоактивных отходов, то понимали бы что рассмотрения 2 вариантов переработки необходимо, т.к. один вариант отработан и используется во многих странах (в том числе Еврозоны и США), а второй пока не получил такого распространения, поэтому предложение использования 2 технологий в проекте более чем обосновано (в том числе что указанная деятельность подконтрольна и МАГАТЭ); в-третьих, указанный объект предпочтительнее строить там где имеется для этого не только площади и “топливо”, но и высококлассные специалисты, знающие не по-наслышке о вариантах переработки отработавшего ядерного топлива, другой вопрос что экономически это должно быть обосновано (и с этим я согласен, однако принимая во внимание реализацию проектов МБИР и СВБР на территории НИИАРа думаю как раз экономику ГК Росатом просчитал). По поводу общественных слушаний Вы (Николай) почему то позабыли про статью 14 №174-ФЗ от 23.11.1995 “Об экологической экспертизе”, который явно указывает “при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:…материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления…” Органы же исполнительной власти субъектов РФ организуют обсуждение в произвольной форме (публикации в СМИ, размещение информации на официальных сайтах и т.д.). И последнее (что мне больше всего понравилось) не Вы (Николай) ли делали для ОАО “ГНЦ НИИАР” общественную экспертизу одного из объектов размещаемых теперь на территории НИИАРа? Конечно Вы! Не буду называть сумму (т.к. считаю это не этичным). Поэтому Ваши слова о возможности согласовать общественностью каких-то людей, которые должны заработать на нас, считаю просто Вашим алчным проявлением. Надеюсь на этот раз если и решат проводить общественную экспертизу к работе привлекут действительно профессионалов, а не людей пытающихся сорвать деньги на ПИАРе “Чернобыль – это зло”.
Николай Фалалеев
Комментатору
1.Ну вот пусть генеральная прокуратура и расставит все точки над “I” – кто и в соответствии с каким законом должен определять порядок и проводить общественные слушания по размещению радиационно опасных объектов.
2.Общественная экспертиза по МБИРу еще не готова и, скорее всего будет отрицательной. Тут мы с Вами солидарны: “…в соответствии с законодательством при разработке ОВОС обязательно должен быть произведён учёт воздействия всех объектов расположенных рядом (это факт и государственную экологическую экспертизу без этого не пройти, а если и попробуют мы за этим проследим…”
3.О методах работы приближенных к росатому сотрудников с общественными организациями пока рассказывать всю правду не буду. Это материал для следующей статьи.
4.Чернобыль – это великая трагедия. Дело не в пиаре. Дело – в методах “работы с молодежью”…
Комментатор
Николай. Надо просто знать законы. Уж по подобным прописанным процедурам Росатом не промахивается. Этим же потом так хорошо пиарится можно: “Александр, томич: «Почему общественные слушания не проводятся в Томске? Планируется дорога на АЭС или нет? Вредные отходы проходят через город. Когда будет объездная дорога?». И. Конышев: «По российским законам, решение о размещении того или иного объекта у себя на территории принимает руководство муниципалитета, где этот объект размещается. Если он размещается в Северске, то северский муниципалитет назначает и проводит все общественные процедуры. …” Меня больше интересует Ваша экспертиза, т.к. в одном из заявлений высокопоставленных должностных лиц НИИАРа, Вами дано положительное заключение общественной экспертизы указанного проекта. По 3 пункту буду ждать новых статей. А 4 пункт вообще не понял к чему в Вашем комментарии. Может объясните?