Для пермячки Ольги Стенно «Фунт изюма» – дело семейное.
9 августа в Ульяновске стартует фестиваль кузнечного мастерства «Поющий металл». В течение трёх дней мастера из 24 стран мира будут вместе ковать «Мост дружбы» – многотонную конструкцию, которую установят на набережной реки Свияга. Первые участники действа начнут съезжаться в город уже завтра. В числе гостей – единственная женщина-кузнец на фестивале пермячка Ольга Стенно. Директор ульяновского кузнечного двора «Корч» Александр Романов называет её «самым симпатичным лицом кузнечного мира», а сама она уверена, что она – «существо о двух головах», нераздельно связанное с любимым мужчиной и напарником Сергеем Овчинниковым.
В семейном архиве Ольги Стенно сохранился дагерротип, на котором запечатлён её прадед – невысокий худой человек в кожаном фартуке и с тяжёлым молотом в руке. О том, что он кузнец, она знала с детства, и тогда эта профессия казалась чем-то экзотичным и далёким. Но всё-таки вряд ли можно сказать, что кузнечное ремесло для Ольги – дело семейное. В кузницу она пришла почти случайно: до определённого момента мысль заняться ковкой ей даже в голову не приходила. В её жизни были балет современного танца, диплом провизора, занятия живописью и девять лет занятий бодибилдингом. А потом как-то всё сложилось одно к одному… «Просто повезло», – улыбается сама Ольга.

Не женщина, а спортсмен
В студенческие годы, занимаясь в балете современного танца, Ольга, как и многие девушки, пришла в тренажёрный зал за идеальной фигурой. Вскоре её пригласили работать тренером по аэробике, а затем она переквалифицировалась в тренера по бодибилдингу.
– Поэтому к железу меня в той или иной степени тянуло всегда, – смеётся Ольга. – И я считаю, что девять лет с железом, со штангой, в абсолютно мужском коллективе с мужчинами-тренерами, которые не видят в тебе женщину, а видят в тебе спортсмена, изменили моё восприятие. Они определённым образом подготовили мой характер, потому что если бы я сразу из балета пришла в кузницу, мне было бы морально тяжелее.
Когда полученное фармобразование ей наскучило, Ольга стала заниматься в академии живописи.
– Потянуло к прекрасному, – объясняет девушка. – Сначала пошла рисовать, потом захотелось эти рисунки воплощать в жизнь. Мой преподаватель «подбивал» меня заняться керамикой, но мне хотелось чего-то более монументального. И я нашла себя в металле.

Ученик – тот же ребёнок
Три года назад кузнецы Ольга Стенно и Сергей Овичнников открыли в Перми свою мастерскую. Имя для неё выбирали долго и мучительно, перебрали бог знает сколько вариантов. А потом оно пришло само – Сергей однажды заметил, что в названии должна быть какая-то изюминка. «Да-да, фунт изюма», – засмеялась Ольга. Так в шутке и родилось название. И оно, показавшееся поначалу просто забавным, со временем стало нести в себе новый смысл.
– Мы узнали, что на Руси изюм стоил невероятно дорого и считался элементом роскоши, – пояснила Ольга. – Поэтому даже пасхальный кулич делали с маком. А вот добавить в него изюм могли себе позволить только богатые люди. Тогда у нас и возникла ассоциация, ведь ковка – тоже своего рода роскошь, которую не каждый может себе позволить.
В своей мастерской они работают вдвоём, взять ученика пока не могут – это практически как родить ребёнка, объясняет Ольга. – Столько же внимания и сил ему нужно отдать, чтобы вырастить хорошего мастера. А с опытным кузнецом работать ещё сложнее – переучивать состоявшихся людей не просто невозможно, но и как-то неудобно. А идеи, которые любят хозяева «Фунта изюма», очень часто требуют от мастера гибкости и нестандартного подхода к делу.

В одной упряжке
– Я понимаю, что Сергей требует от меня больше, чем требовал от мужчин, работая в другой кузнице, – делится Ольга. – Хочется, конечно, иногда поплакать: «Ну я же всё-таки женщина, я же не смогу». Но мы работаем с ним в одной упряжке, и тут уже без вариантов – ему больше не на кого положиться. Вот так, бывает, приходишь в парикмахерскую – и вспоминаешь, что ты девочка. А когда за работой, даже не думаешь об этом.
Зато когда они дома, Ольга – «богиня, женщина и хранительница очага». Да и в кузнице есть вещи, от которых Сергей её всё-таки освобождает. На нём лежат все расчёты и рутинная работа, от которой никуда не уйти.
– Я ему за это безумно благодарна, – говорит девушка. – Без него такого простора для творчества у меня бы не было. Когда я делала «летунью» (скульптуру «Мечты об авиации» на ульяновском симпозиуме скульпторов в 2009 году. – Прим. ред.), я сделала всю красоту: перья, фенечки всякие. А он приехал и вставил женщине позвоночник. Это метафора, суть наших отношений. Я – красивая оболочка, бантики, стразики, а он – основа, на которой я держусь. Мы – как нераздельно связанное существо о двух головах.

Смена – 12 часов
На вопрос, тяжело ли быть женщиной-кузнецом, Ольга отвечает честно: «Очень!», но тут же добавляет:
– Думаю, и мужчинам очень тяжело. Бывает, и Сергей выходит из кузницы, состарившись лет на тридцать. Но поспишь, отдохнёшь – и снова готов к работе.
На фестиваль «Поющий металл» Ольга и Сергей приедут, не успев соскучиться по городу – в июне пермские кузнецы в команде с ульяновскими мастерами работали над кованым фонтаном «Симбирский водовоз», который сейчас установлен на улице Островского. Пара две недели трудилась над фигурой железного человека, работая у горна по 12 часов в день. Несмотря на это, Ольга с улыбкой отмечает:
– Я считаю, что эта работа – настоящий подарок судьбы. Всегда приятно работать с интеллигентными, образованными, воспитанными мальчиками, какими являются ваши мастера.
На фестивале Ольга и Сергей планируют импровизировать. Как и другие гости «Поющего металла», они изготовят кованую композицию, которая украсит «Мост дружбы». Правда, какой она будет, они пока не спешат рассказывать.
– За три дня сделать шедевр очень сложно, – считает Ольга. – Поэтому в работе должна превалировать идея. Я надеюсь, что наша идея понравится ульяновцам!
Анастасия Гайнутдинова