Фильм «Русь: от заката до восхода» будет презентован на знаменитом кинофоруме в 2013 году.
Пятый день агротуристический комплекс «Русский берег» в Старомайнском заливе напоминает смесь потревоженного муравейника с взбесившейся машиной времени. Волхвы в шкурах и с мобильниками, грязноватые патлатые отроки в посконных рубашках за нетбуками, древнерусские ладьи, причаливающие бок о бок с моторками и водными мотоциклами. В общем, идет нормальный процесс съемок фильма, который, впрочем, для нашего региона явление пока что беспрецедентное. Да и сам фильм, снимаемый в принципиально новом для отечественного кинематографа жанре докудрамы, – пока один из первых подобных проектов в России.

Герой фильма – время
По словам продюсера проекта, генерального директора кинокомпании «Golden Key Entertainment» Владимира Кильбурга, в основу первого фильма «Русы» легли знаменитые события IX века: призвание на княжение Рюрика, создание новгородского княжества, присоединение Киева и появление на тогдашней карте мира пространства под названием Русь.
– Жанр докудрамы принципиально отличается от привычных нашим зрителям художественных фильмов, – говорит Владимир Кильбург. – Там в основе всегда перипетии судьбы главного героя. У нас же главный герой – время. Даже такие исторические лица, как арабский ученый и путешественник Ибн Фадлан или Нестор-летописец, не есть главные действующие лица. Все сцены исторической реконструкции воспроизводятся с максимальной точностью, но без диалогов, кино снимается по принципу немого. Вместо них будет идти закадровый текст экспертов – историков, археологов, реконструкторов. По нашим планам, действо должно выглядеть как ожившие картины из прошлого, сопровождаемые интересными закадровыми комментариями. Такой принцип часто используется при съемках фильмов телекомпания Би-Би-Си. Мы уже взяли интервью у более чем двадцати специалистов из разных стран – России, Украины, стран Скандинавии, всего у нас записано пятьдесят два часа. Мы осветим разные точки зрения на происхождение русов – такие версии, как скифская, норманнская, южнобалтийско-славянская. В этом и особенность этого проекта – мы не можем позволить себе придерживаться какой-либо одной точки зрения и даем в своем фильме слово сторонникам разных версий. По моему мнению, в конечном счете это должно послужить объединению наций: ведь чем больше знаешь друг о друге, тем меньше дерешься.
Еще одна специфическая сторона жанра докудрамы – в нем не должно быть знаменитых актеров. Федор Бондарчук или Гоша Куценко в таком фильме появиться не могут в принципе. Там вообще крайне мало профессиональных артистов. В основном в съемках задействованы реконструкторы истории из разных городов, которых отбирали по типажам. Артисты для массовки нашлись и прямо на месте съемок – например, двенадцатилетнего Витьку Моисеева из детского лагеря «Волжский путь», смена которого проходит там же, на «Русском береге», теперь знают все – от продюсера до актера Масаба Коробова, играющего роль Ибн Фадлана. Он появляется на торжище, пугается верблюдов, участвует в разгрузке товаров с ладей. Кстати, компанию ему в первый день съемок составил сын регионального министра экономики Олега Асмуса Илья. Может быть, так и рождаются новые звезды?

День стоимостью в миллион
В «Русском береге» снимаются сцены, связанные с прибытием в наши края в мае 922 года арабского писателя, путешественника и ученого Ибн Фадлана. Именно в том месте, где сейчас проводятся съемки (приблизительно, конечно), Ибн Фадлан увидел деревню древних русов. Более того, он стал человеком, который оставил наиболее полное и подробное описание жизни и быта наших далеких предков. Именно эти описания и легли в основу сцен, которые снимают в нашем регионе, и книжка Ибн Фадлана стала настольной и карманной для всей съемочной группы. Вообще съемки впечатляют – в первый день кроме загона с коровами, козами и овцами в стойбище, организованном по правилам наших предков, в них участвовали… три живых верблюда, доставленных из цирка в Ульяновске.
– Честно говоря, снять фильм где-нибудь в Подмосковье было бы дешевле, – рассказывает Владимир Кильбург. – Ведь у вас в регионе пока совершенно не развита киноиндустрия, и нам пришлось везти из столицы свет, аппаратуру, часть костюмов. Вообще подобные съемки исторических реконструкций очень недешевы – один съемочный день стоит нам сейчас примерно в миллион. Но мы были в «Русском береге» год назад, познакомились с Сергеем Лаковским, ныне директором Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма, и прониклись его идеей сделать тут нечто вроде парка Русского периода, как он это назвал, который станет хорошим подспорьем в развитии туристической привлекательности региона. Кроме того, эту же идею всецело поддерживает ваше региональное правительство. Мы встречались с губернатором Сергеем Морозовым на культурном конгрессе в ноябре и благодарны ему за моральную поддержку и финансовую помощь.

«Русы» в Каннах
По словам Кильбурга, первый фильм в цикле «Русь: от заката до восхода» – пилотный проект из целой серии о загадках русской истории начиная от IX века и заканчивая правлением Ивана Грозного. Он уже был презентован в Каннах (Владимир Кильбург – один из организаторов каннского русского павильона), и контракт на его показ подписали семь стран.
– Фильм выйдет и в английской версии, и его уже изъявили желание закупить Индия, Вьетнам, Япония, Швеция, – говорит Владимир. – Суммы контрактов небольшие – от пяти до пятидесяти тысяч долларов, но я полагаю, что продвижение российского кино такого формата дороже. Однако надеюсь, что основную зрительскую аудиторию фильм получит не в Индии или Вьетнаме, а на территории трех славянских государств – России, Украины и Белоруссии. Ну и в будущем году, я надеюсь, он будет показан в Каннах уже в полной версии.

«Князь Владимир» для Мела Гибсона
На съемочной площадке легко попасть в смешную или нелепую ситуацию. Группа журналистов подходит к колоритному мужчине в облачении священника и интересуется, кого тот играет. Оказывается – никого. И священник он самый что ни на есть настоящий.
– Отец Феоктист, – представляется наш собеседник. – Президент Всероссийской школы «Русское богатырство».
Оказывается, сказочной красоты древнерусские ладьи, которые участвуют сегодня в съемках, приплыли к нам из Жигулей – именно там находится духовно-культурный кремль «Богатырская слобода», где их построили, соблюдая все древние каноны. Вместе с ними – тридцать разновозрастных «волонтеров» Богатырской слободы и собака по кличке Вой, которая, как утверждает отец Феоктист, является главным действующим лицом в их компании.
– Мы долго пытались возродить древнерусскую породу – помесь собак и волков, которые сражались наравне с нашими предками, – рассказывает иеромонах. – И Вой – это наша самая большая удача. Зовут его так потому, что он не лает, а только воет, как волки. Вой снимался уже во многих фильмах, а за кино «Должник» даже получил приз на фестивале «Золотой витязь» – как друг лучшего героя. С его помощью мы потихоньку восстанавливаем древнюю породу – в свои восемь лет он стал отцом уже трех десятков щенков, которых мы распространяем по другим богатырским заставам.
По словам отца Феоктиста, «Русское богатырство» активно занимается возрождением памяти о нашем славном былинном прошлом. Сам иеромонах подготовил сценарий фильма о князе Владимире, который уже перевели на английский язык, потому что им заинтересовался… сам Мел Гибсон.
– У нас масса героев тех славных времен былинного эпоса, о которых практически ничего не знают. Надо возрождать нашу историю, переносить зрителей из XXI века в то героическое прошлое, – заявил отец Феоктист.
А вот по словам известного историка, специалиста по IX веку, профессора РГГУ Владимира Петрухина, приглашенного на съемки в качестве исторического консультанта, в этом процессе важно не перегнуть палку:
– Лучше не приукрашивать наше историческое прошлое излишним романтизмом – его в те времена попросту не было, – считает Владимир Яковлевич. – А то в последнее время наш кинематограф склонен показывать прошлое этаким красивым и благородным. Уверяю вас, наши далекие предки были людьми более чем прагматичными и, чтобы выжить и добиться благ цивилизации, шли на все. Что ни говори, а государственность рождается из грязи и крови. Здесь, насколько я успел судить, воссоздана именно та обстановка и нравы, которые царили в подобных селениях наших предков десять-двенадцать веков назад. История – это не сладенькие и красивые сказки, уверяю вас!
Эксклюзивное интервью с исполнителем роли Ибн Фадлана, актером Масабом Коробовым, повторившим судьбу своего героя, читайте в следующих номерах «Ульяновской правды».
Оксана Сивкова