В 2017 году в области появится “пороховая бочка”. В регионе проведут опыты.
Жителей Ульяновской области ждет судьба подопытных. Именно им первым в мире предстоит испытать на себе соседство атомной электростанции с реактором четвертого поколения. Начало строительства атомной станции с опытно-промышленным энергоблоком по линии ОАО «АКМЭ-инжиниринг» запланировано на 2013 гол, пуск АЭС – на 2017 год.
По словам генерального директора «АКМЭ-инжиниринг» Владимира Петроченко, экспериментальный блок в Димитровграде продемонстрирует соответствие проектных показателей опытных реакторов фактическим показателям.
На реакторы четвертого поколения возложены великие миссии.
Помимо долгого срока службы и высокой экономичности они должны быть стопроцентно безопасными. Но ряд общественных организаций, в том числе Гринпис, Беллона, Центр содействия гражданским инициативам, не разделяют оптимизма руководства «АКМЭ-инжиниринг» и региональных властей.
После ознакомления с проектом опытной атомной станции нового типа общественники пришли к мнению, что такое соседство для димтровградцев, да и всех жителей Ульяновской области, небезопасно. В реакторе СВБР-100 предполагается свинцово-висмутовый теплоноситель, а у него, как известно, есть опаснейшее свойство-накапливать в себе полоний-210. Этот элемент очень опасен. Для человека он смертелен даже в ничтожных дозах. Ученые Министерства здравоохранения Великобритании в 2007 году доказали, что после попадания полония в кровь его мощное действие почти невозможно остановить.
Кроме того, авторы проекта утверждают о положительном использовании данного теплоносителя на подводных лодках. Хотя, будет вам известно, именно из-за аварий и инцидентов на АПЛ с использованием в качестве теплоносителя свинца-висмута в СССР и России были вынуждены отказаться от его применения полностью, Неудачный опыт применения подобного теплоносителя был и у американцев.
К тому же авторы проекта уверены, что Димитровград удачно подходит для постройки АЭС: «анализ геологических, тектонических, геофизических и дистанционных материалов свидетельствует об отсутствии сколько-нибудь выраженных следов активных разломных деформаций в пределах ближнегорайона». Однако при составлении проекта был проигнорирован тот факт, что летом 1990 года Димитровград трясло на 3-5 баллов. В Институте физики Земли это связали со взрывами зарядов тротила при сеисморазведочных работах, проводящихся Баженовской геофизической экспедицией Мингео СССР. Но позже стало известно, что нигде при данных работах (по профилю от Тюмени до Кривого Лога) нигде таких сильных сейсмических явлений не наблюдалось. Министерству Геологии СССР порекомендовали провести временные сейсмические наблюдения в районе НИИАР. И при этом отметили, что г. Димитровград расположен в пятибалльной зоне, и что в «кристаллическом фундаменте юго-восточнее г. Димитровграда и площадки НИИАР предполагается зона Ульяновско-Мокшинского тектонического нарушения».
Общественники, подробно изучив проект, привели порядка 20 доказательств опасности данной станции. Но, похоже, никто к их доводам прислушиваться не собирается, ради выгоды подвергая риску тысячи судеб и жизней. Не спорю, в данный проект вложено немало усилий. Но игнорирование мнения экологов и общественников наводит на мысль, что его лоббисты действуют по старой русской традиции: на авось.