Виктория Чернышева
В Ульяновской области снимают документально-постановочный фильм “Русы”. 90-минутная картина – первая в цикле “Русь. От заката до восхода”, рассказывающая о зарождении нашего государства. Для отечественной киноиндустрии это необычный проект – прежде фильмов “формата ВВС” в России не снимали. До 2013 года авторы проекта надеются создать три серии исторического цикла.

На песчаном берегу в районе туристско-рекреационного комплекса “Русский берег” возле поселка Старая Майна бегают дети в необычной одежде – длинных полотняных рубахах, постриженные “под горшок”. Сверху, из соснового бора раздается усиленный мегафоном голос режиссера: “Ты понял, что нужно сделать?”. Мальчишка лет семи кивает: “Поднять тревогу”. После традиционного “Внимание, снимаем!” юный “актер” бежит по берегу, показывая рукой на подходящую к берегу ладью под парусом с ярким рисунком. В гости к местным жителям по Волге (тогда еще Итилю) прибыли русы – те самые, которые дали свое имя первому государству восточных славян – Руси.

Инициатива снять документально-постановочный фильм принадлежит режиссеру, основателю и продюсеру кинокомпании “Golden Key Entertainment” Владимиру Кильбургу. В его послужном списке – десяток телевизионных и художественных фильмов (в том числе, “Антикиллер” и “Антикиллер – 2”). “Такого еще не было, а все, что новое – интересно”, – объясняет Кильбург свое участие в проекте.

– Еще в 2007 году я начал готовиться к съемкам фильма по роману Бориса Васильева “Вещий Олег”. Но грянул кризис, многие проекты были свернуты. Мы приняли решение поработать в новом формате, за половину суммы, на которую рассчитывали. Заодно хотели порепетировать, посмотреть, что получится, – рассказывает продюсер.

По его словам, в России уже есть пример прекрасного документального постановочного кино – картина “Плесень” Марины Бандиленко, которая пару лет назад вышла на Первом канале (Марина, кстати, соавтор сценария “Русов”). У “Плесени” был гигантский рейтинг, она напугала всю страну. Фильм был продан за рубежом. Документальные картины хорошо идут в прокате в Европе; у нас же пока – только первые “росточки”.

– Но когда мы делали первого “Антикиллера”, тоже никто не верил, что российский фильм может собирать деньги. Мы же официально собрали первый миллион долларов в отечественном кинопрокате, – говорит Кильбург.

Трейлер “Русов” был показан в нынешнем году в Каннах. По словам продюсера, к приобретению картины обозначили интерес семь стран, с которыми были подписаны предварительные договоры:

– Мы хотели понять, а будет ли вообще интерес, ведь это сугубо русская история. В Канны-2013 повезем версию на английском языке. Мы должны быть понятны для окружающего мира. Думаю, что эта картина сделает полшажочка – шажочек в сторону увеличения интереса к русской культуре, истории, русским вообще.

Сценарий по “Записке”
Изначально авторы хотели снять три фильма – “Рюрик”, “Русы” и “Олег”. Но так как исторических материалов оказалось для этого мало, было решено сделать 90-минутных “Русов”. Картина повествует о легендарном IX веке, описанном в “Повести временных лет” монаха Нестора как “век призвания Рюрика”.

Ульяновская область в качестве места съемок была выбрана неслучайно. Окрестности Старой Майны были местом пересечения древних торговых путей – местные археологи находят здесь предметы быта, украшения, монеты, наконечники стрел, датируемые II – III веками нашей эры. Ученые утверждают, что поселок претендует на звание самого древнего поселения России.

Сценарий фильма основан на воспоминаниях знаменитого арабского путешественника и писателя Ибн Фадлана. Он лично побывал в Восточной Европе и оставил путеводные заметки. Его “Записка” является одним из важнейших источников в изучении средневекой истории Поволжья, Заволжья и Средней Азии. Ибн Фадлан описал быт и политические отношения нескольких народов – огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Вот его первые впечатления от русов: “Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края их ногтя и до шеи они покрыты изображениями деревьев и тому подобного”.

Национальный вопрос
– Историческая реконструкция – работа особая. Современную картину снять намного проще. А воссоздать атмосферу IX века, да еще чтобы при этом историки не ругались, сложно, – рассказывает художник-постановщик фильма Сергей Грудинин.

Подготовка к съемкам заняла около года. Для фильма сшили около 200 костюмов – русов, норманнов, викингов, шведов, византийцев. Плюс одежда, которую привезли с собой реконструкторы из разных регионов России – именно они и являются в картине актерами. Увлеченные “своей” эпохой, они знают о ней все. С собой реконструкторы привезли не только одежду, но и оружие, предметы быта, изготовленные, как и положено, вручную, с соблюдением древних технологий.

За неделю в районе “Русского берега” возвели из бревен ворота и сторожевую башню. Для того, чтобы добиться аутентичности, Грудинину пришлось проштудировать интернет, сидеть в архивах, изучать зарисовки, гравюры. Декораторы при помощи специальных составов “фактурили” свежие бревна – чтобы они выглядели так, будто простояли уже лет 20.

Сцену, где корабли русов приходят в деревню – торговать и договариваться, чтобы их волоком перетащили по земле (сократить путь, срезать речную петлю) снимали на точных копиях ладьей IX века. Изготовлены они в “Богатырской слободе” – всероссийской школе православной культуры, расположенной в Жигулевских горах. Ее основатель – иеромонах Феоктист. Две ладьи для съемок батюшка и его послушники пригнали прямо по Волге.

– Нам дали карту 1956 года, на которой левобережного хода уже не существует. Пришлось идти по древнему варианту – по Полярной звезде, ориентироваться на острова. До места добирались около полутора суток, – рассказывает отец Феоктист.

По его мнению, съемка фильмов, подобных “Русам” – вопрос национальный.

– Надо создать “машину времени” – посмотреть, как наша страна зарождалась, как стала самой большой в мире. Человек не может любить свою родину, если перед ним в великих, сильных наглядных образах не предстанет ее история. Японцы делают про самураев фильмы, американцы – про ковбоев. А мы, имея богатырей, славный древнерусский эпос, вообще не используем их для своего кинематографа. Наша же история очень интересная, в ней бесконечное разнообразие сюжетов, – говорит батюшка.

На съемки из “Богатырской слободы” прибыли 30 человек и один пес. Точнее, “волкопес” Вой (по словам отца Феоктиста, это представитель древнерусской породы, которую самарцы хотят восстановить). В фильме “богатыри” будут исполнять трюки, участвовать в боевых сценах.

Как хоронят русов
“Формат ВВС” – это ожившая история, реконструкция событий: игровые сцены сняты в максимально возможном точном соответствии с имеющимися документальными описаниями. Их дополняют мнения “говорящих голов” – ученых. Для “Русов” были записаны интервью с двумя десятками лингвистов, археологов, историков из Скандинавии, Украины, Белоруссии, России.

– Спорам среди ученых, откуда произошли русы, более трехсот, если не больше, лет, – говорит Кильбург. – В фильме мы рассматриваем четыре основные версии. В нашем случае, нужно очень верно идеологически расставить акценты. Мы даем возможность высказаться уважаемым людям, с различным мнением. Мнение же съемочной группы в этом случае отсутствует, мы соблюдаем нейтралитет.

В отличие от художественных фильмов, в картине “формата ВВС” главный герой – не человек, а время. “Поэтому если бы кого-нибудь из действующих лиц играл бы Бондарчук или Куценко, это вызывало бы ощущение недостоверности. Мы же заинтересованы, чтобы время было достаточно честно показано”, – уточняет Кильбург. Кстати, роль Ибн Фадлана в “Русах” исполняет генеральный продюсер команды звезд кино России “Сериал”, сириец Масаб Коробов.

Помимо игровых сцен, которые “разрежут” интервью ученых, в “Русах” будет использован необычный прием – “оживление” реальных, висящих в знаменитых галереях, картин. Одну из таких сцен снимают в Ульяновской области. “Оживает” полотно Генриха Семирадского “Похороны знатного руса в Булгаре”. Шокирующий обряд с убийством одной из жен руса и сожжением его в ладье был подробно описан и Ибн Фадланом.

После Старой Майны съемочная бригада переместится в московские павильоны – доснимать линию современников, оставивших после себя описания того века. При помощи компьютерной графики на волжском берегу “нарисуют” древний город, который, по мнению археологов, возможно именно здесь и располагался. Закончить съемки Кильбург планирует осенью, а в декабре фильм, возможно, уже будет представлен зрителю. Картину, по словам продюсера, ждет канал “Россия”. В 2013 году Кильбург хочет вновь представить ее в Каннах.

Кроме того, съемочная группа решила сделать подарок для министерства образования. Отснятые интервью с учеными будут переданы в вузы, чтобы их показывали, например, студентам на факультетах истории.

Комментарий
Владимир Петрухин, доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета:

– Подход, который есть у Владимира Кильбурга, лишен аспектов национального романтизма. Он не ставит целью показать людям, как все было красиво и благостно. Русская государственность рождалась из грязи. Когда на жаре снимали сцену волока ладьи по бревнам, актеры прочувствовали, что им придется попотеть. Не до красоты было в этот момент – пока ты тащишь эту ладью, любой разбойник, вооруженный даже колом, может на тебя напасть, убить, отобрать все, что у тебя есть. Это важный эксперимент, в ходе которого приходит понимание истории. В том числе, благодаря участию энтузиастов-реконструкторов, которые всю жизнь положили на то, чтобы сковать по всем правилам искусства меч или более примитивный топорик, чтобы понять какого труда это стоило.

История – это не набор подвигов и красивых фраз, а довольно тяжелый труд. И в этом заключается важный урок, который демонстрирует своими усилиями съемочная команда.

Кстати
Со съемок фильма “Русы” открылся I международный фестиваль живой истории “Волжский путь”. Мероприятие проходит в двух местах Ульяновской области – ТРЗ “Русский берег” и “Центре ремесел” (село Новая Беденьга). В рамках фестиваля в четверг из Старой Майны стартует парусно-весельная регата, в которой примут участие ладьи, снимавшиеся в картине.

В Новой Беденьге уже начал работу международный конгресс экспериментальной археологии и исторического ремесла. В ходе его работы создаются действующие модели древних производств – кузнечного, ткацкого, гончарного, литейного и так далее. 10-12 августа на территории “Центра ремесел” пройдет ремесленная выставка, турниры, постановочные бои, конные и пешие шествия, конкурсы исторического костюма, концерты. Площадки фестивальной поляны будут работать в формате “живой истории”. Ожидается, что в мероприятии примут участие более тысячи ученых, реконструкторов и гостей со всей России и из-за рубежа.