Эти насекомые – наверное, одни из самых удивительных! Пчелиный улей – это не просто деревянный короб, где «жужелицы» ночуют и держат мёд. Это целое государство, полосатые граждане которого живут по своим, строгим законам. У них есть своя полиция, армия, отдел соцзащиты, ясли, бюро разведки и даже служба назначения и исполнения наказаний, отвечающая за казнь лентяев…

Пчёлы бывают разные
Большинство людей, далёких от этих насекомых, даже не догадываются, что они все сильно отличаются друг от друга. И не только показателями, так сказать, медосборности, но и характером. Есть пчелы очень злые – например, среднерусская порода.
– Это просто звери лютые, а не пчёлы! – рассказывает Геннадий Петрович Лопатин, пасечник с 30-летним стажем. – Помню, были у нас такие. Мы ульи в полях или в лесу выставляли. Так машину за полтора километра от них бросали, чтобы пчёлы нас не съели, и на пасеку заходили в полном обмундировании.
Но у этих пчелиных злыдней есть и свои плюсы. Так как, если выставить в поле «добрых» пчёл, то мёд соберёт не их хозяин, а другие «добрые» люди. А вот если вы хотите оборудовать пасеку у себя на участке, то тут уже хороши пчёлки карпатской породы. Добрейшей души насекомые, которые без крайней нужды никогда не нападут.
И всё же, как бы там ни было, а техника безопасности на пасеке – прежде всего. И когда мы приехали в гости к пчёлам Геннадия Лопатина, дабы поближе с ними познакомиться, первое, что он сделал – тут же выдал нам специальные защитные шапки с сетками.
– Самое главное – это голову закрыть! – инструктировал Геннадий Петрович. – Любой пчеловод знает, что нельзя появляться среди этих насекомых в меховой шапке или с открытыми волосами. У пчёл тут же щёлкает в мозгу – медведь на пасеке! – и они нападают на несчастного всем скопом.

О численности пчелонаселения
Эти насекомые живут семьями. Одна семья – один улей. И здесь, как в любом государстве, всегда соблюдается определённый баланс. Вот людям для существования необходимы золотые запасы, армия, полиция и так далее, иначе государство просто не сможет функционировать, обеспечивать и защищать себя и своих граждан. И у пчёлок всё точно так же. Если в улье нарушится баланс между пчёлами разных «специализаций», то семья этих полосатых насекомых уже просто не сможет выжить – обогреть, прокормить и обезопасить себя и свой мёд.
Среди пчёл есть те, кто охраняет улей – так называемая стража. Они постоянно где-то рядом со входом и в любой момент готовы дать отпор врагу. Зачастую им докучают осы. Эти разбойники запросто могут ворваться на пчелиную территорию и разграбить всю семью.
Есть у пчёлок и своя служба разведки. Это насекомые, которые рано-рано утром вылетают и осматривают территорию, а, вернувшись, устраивают в улье «танец», при помощи которого объясняют родне, что и где видели. После этого другие пчёлы, отвечающие за сбор нектара, решают, куда из описанных мест полетят за пыльцой.
Живут в улье и свои хозработники, которые занимаются уборкой помещения, вынянчиванием «младенцев» и так далее. Ну и, конечно же, в любом улье найдётся немало трутней (пчёл мужского пола) и есть одна единственная королева-матка.
– Меня всегда поражало, насколько мудро всё у этих насекомых устроено, насколько все продумано, – продолжает пасечник – Пчела, в среднем, живёт около 30 дней. Притом, рабочей пчелой она становится только во второй половине жизни, на 15 сутки. А до этого помогает старшим по хозяйству внутри улья, как и любой человеческий ребёнок. Молоденькие пчёлки убирают дом, поддерживают в нём нужную температуру и заботятся о личинках, из которых со временем вылупятся другие насекомые.
Кстати, то, какая пчёлка появится из личинки, зависит именно от того, чем её будут кормить. И именно таким образом пчёлы регулируют количество в своей семье тех или иных «специалистов» и своё поголовье как таковое. Если весной в улье насчитывается, в среднем, около 20-30 тысяч особей, то летом они увеличивают своё поголовье до 80-100 тысяч. В этот период им нужна рабочая сила. А вот когда дело идёт к осени, пчёлы снижают интенсивность вывода личинок и входят в зиму в количестве 20-40 тысяч особей. В противном случае им просто не хватит запасов еды. Ведь, как ни крути, а у этих бедняг пожизненная ипотека. Пасечник им улей построил, заселил в хоромы, а потом всё – каждый год с чистой совестью начинает забирать больше половины собранного мёда.

Ядерная война или дым без огня
Кстати, процесс забора у пчёл мёда для полосатых тружениц сопоставим с катастрофой. На их государство нападают и разграбляют его богатства! И защититься от такого вторжения у пчёл возможности нет. Хитрый человек давно придумал, как обвести бедных трудяг вокруг пальца.
– Они же изначально были лесными жителями и на подсознательном уровне очень боятся пожаров,
– рассказывает Геннадий Лопатин.
– Поэтому мы окуриваем ульи дымом. В этот момент насекомые думают, что где-то близко огонь,
и тут же прилипают к сотам и начинают собирать с них мёд в таком количестве, чтобы им хватило его на трёхдневный перелёт. Вот мы и пользуемся тем, что им в данный момент не до нас, и спокойно достаём рамки.

Смена власти
– Случаются в пчелиных ульях и свои государственные перевороты, – продолжает Геннадий Петрович. – Как только там появляется вторая, молодая матка, старая с частью особо преданных ей подданных покидает свой дом.
А для пчеловода самое главное – этот момент не проморгать. Зачастую улей далеко не отлетает, а целым роем пристраивается под первым же сучком. И пока основная часть пчёл облепляет матку, не давая ей упасть, пчёлки-разведчицы отправляются осматривать территорию в поисках места для нового гнезда. И если до их возвращения пчеловод не успеет собрать этот улей в специальную роевню, то пчёлы улетят безвозвратно.
Поймав улетевших пчёл в роевню, ее взвешивают. Если насекомые весят меньше четырёх килограммов, то старую матку убивают, и тогда все её клевреты возвращаются в свою прежнюю семью. Если же вес беженцев выше четырёх килограммов, то роевню с ними пару дней держат в подвале, а на третьи сутки вечером, когда стемнеет, высаживают в новый дом. За ночь они там обживаются и утром, как ни в чём не бывало, выходят на работу.

Ленивый, как трутень
– Вот сколько я ни работаю с пчёлами, всё это время поражаюсь, насколько тяжела и неказиста жизнь бедного трутня в пчелином семействе, – рассказывает Геннадий Петрович. – Да и люди считают их символом лени – ругают, презирают. А на самом деле этих бедных пчелиных мужиков можно только пожалеть!
Вдумайтесь! Начинается всё с того, что в определённый период им нужно оплодотворить матку. Те, кто не успел в раздаче любви, спокойно возвращаются в улей, а те, кому это счастье досталось, после брачных игр тут же падают замертво. Но и выжившие самцы спокойно живут в улье лишь до осени. Кушают мёд и иногда в отличную погоду вылетают на прогулку по окрестностям. Так проходят их дни. Но в сентябре грянет гром! Ничего не подозревающий трутень солнечным днем, как обычно, улетает на прогулку, порхает по цветочкам, наслаждается жизнью, а когда возвращается в семью, пчёлы-стражницы просто не пускают его в улей. Он начинает ломиться сквозь их заслон, но те нападают на него, обгрызают бедному мужику крылья, и он падает на землю. Так и умирает бедный трутень от холода и голода, лёжа, можно сказать, у крыльца собственного дома. А ведь у него, бедного, даже жала нет! Не может он за себя постоять!
– Ну как тут его не пожалеть? – сокрушается пчеловод. – Тяжела жизнь у мужчин пчелиного семейства. А смерть и того тяжелее… Я вот каждый раз, когда вижу их трупики, валяющиеся у ульев, внуку своему нотации читаю. Пусть с малолетства знает, что женщины делают с мужиками, которые денег домой не приносят. А вот работящего мужа ни одна разумная жена не выгонит!
Так что правильно народ говорит: чтобы тебя ценили и любили дома, «пахать» надо. А будешь с пивом на диване валяться – сначала-то тебе хорошо будет, но только до того момента, пока в один прекрасный день у супруге терпение не лопнет, и она тебе крылья не обгрызёт и из дома не выставит. Но в остальном, не считая небольшого инцидента с трутнями, пчёлы – одни из самых гуманных существ. И людям действительно есть чему у них поучиться – ответственности, трудолюбию, доброте. Ведь между собой эти насекомые никогда не конфликтуют. Даже если два роя прилетят на одну и ту же цветочную полянку, то они никогда не станут прогонять друг друга или начинать бои. Насекомые просто поровну разделят цветочки, и каждый займётся своим делом.