“И было время, когда Руси еще не было. А были меря, весь, чудь, славяне: поляне, древляне, кривичи, радимичи, вятичи. «В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке от дыма (очага)…” Такими словами кинокомпания Golden Key Entertainment презентует свой новый документально-постановочный фильм “Русь. От заката до рассвета”, съемки которого проходят сейчас в нашем городе – на берегу Старомайнского залива, турбазе “Русский берег”. Мне выпала редкая возможность посетить съемочную площадку, посмотреть на сам процесс, пообщаться с режиссерами, актерами и операторами.
Любите ли вы фильмы BBC? Думаю, ответ очевиден. :) Лично я их обожаю и даже собрал небольшую коллекцию исторических, и фильмов о живой природе. “Русь. От заката до рассвета” тоже снимается в этом формате. Это будет 20-серийная документальная драма с элементами исторического детектива. На данный момент снимаются первые 3 фильма: Бюджет каждого фильма- 8 000 000 рублей. По словам создателей фильма, в ходе работы было снято интервью 27 ученых историков, археологов, лингвистов из России, Украины, Европы. Съемочная группа побывала на раскопах и прошли по «Пути из Варяг В греки». Подобного материала никогда до сегодняшнего дня не было собрано в кинематографе. Режиссеры фильма: Дмитрий Боголюбов (“Сага о викингах”, 2011) и Антон Мегердичев, документалисты. Генеральный продюсер Владимир Кильбург. Комитет оп спорту и туризму организовал в один из дней съемок фильма пресс-тур, в который я не попал. Зато мне удалось самостоятельно съездить в другой день, когда проходили съемки одной из самых интересных сцен первого фильма – сражения на воде. Поехали на природу! От причала Старой Майны до самой лучшей ульяновской турбазы-православной общины “Русский берег” гостей и участников баталий доставляет комфортабельный паром “Bentley”: Уже с этого берега в объектив телевика видно, как идут съемки: ладьи ходят туда-сюда, люди бегают, суетятся. Хочется уже поскорее там очутиться и с головой окунуться в волшебный мир кино! :) Нетерпение написано и на лицах двух реконструкторов-древнерусских войнов, которые прямо в костюмах приехали к причалу на своей машине. Основной вес их багажа составляли разнообразные мечи, топоры и щиты. Подплываем. Берег турбазы не узнаваем. Такое ощущение, что паром перенес нас на 1200 лет назад: Всё это было выстроено в короткие сроки ребятами-реконструкторами, которые приехали сюда со всего СНГ. Реконструкторы – это такие люди, которые увлекаются каким-то периодом истории. Но не просто читают книжки, а участвуют в раскопках, хорошо разбираются в нумизматике, шьют одежды, устраивают баталии. В общем, одной ногой живут в том периоде истории. Как правило, они объединяются в клубы, коих довольно много существует в России и ближнем зарубежье. Реконструкторов часто привлекают для съемок фильмов, подобных “Руси”. Конечно, что-то им платят за это, но по большей части, всё это строится на голом энтузиазме и увлечении. Чуть позже мы пройдем и посмотрим, как они живут тут. А сегодня все самые интересные события разворачиваются на берегу и воде! Будет сниматься сцена нападения разбойников на ладью русов (воинствующий народ): В лодке – разбойники: В ладье – русы, прибывшие по сценарию в местное поселение-рынок (торжище). Место для съемок этой части фильма было выбрано не случайно. По единственным свидетельствам арабского путешественника того периода Ибн Фадлана, нам стало известно, что где-то недалеко от этих мест проходил знаменитый торговый путь “Из варяг в греки” (“Восточный путь”) – один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Первая сцена, отснятая тут несколько дней назад, повествует о прибытии ладьи русов в торговое поселение и участие в торжище. Вот и съемочная площадка для неё: Реконструкторы специально “состарили” дерево для строительства декораций: Вход в поселение: За сторожевой вышкой и находится лагерь реконструкторов, место съемок торжища по совместительству: Сейчас тут спокойно, а еще вчера здесь кипела насыщенная рыночная жизнь, где скандинавы и славяне торговали своей утварью бок-о-бок. Восточные сладости, вина, невольницы – всё можно было приобрести тут. А можно было и потерять. Жизнь, к примеру: Ничего не заметили необычного в последнем кадре? :) Подсказка: Церковь на заднем плане и 859й год. До крещения Руси еще как минимум 129 лет :) Да и до самой Руси-то еще 30-40 лет… Церкви в самом фильме, конечно, не будет – замажут. Девушка, которая всё знает про историческую реконструкцию: Обед: А это – вчерашний ужин: Столовая утварь: Для полной гармонии в лагере не хватало ужравшихся в хлам викингов, валяющихся посреди глиняных кружек и адского храпа… Имперский флаг в съемках не участвует, конечно, а лишь выражает общие взгляды реконструкторов на жизнь : Но, вернёмся к баталии! Съемки вроде бы и регламентированное мероприятие, но все время возникали какие-то трудности и отплытие переносилось. Реконструкторы и актеры не знали, куда себя деть на жаре в этих одеждах: Воин в кольчуге звонит домой, в родное село: Устраивали шуточные сражения: Кое-кому даже уже отрубили голову и нанизали на шест для устрашения: Знатный рус, который по сценарию погибнет … … и будет сожжен на специально построенной для этой сцены ладье: Это будет третья сцена. Её мы увидим уже только в фильме. Какой типаж… Отдельно хочу остановиться на технике, с помощью которой выполнялись съемки. Съемка водных баталий выполняется со специальной плавучей платформы, которую буксирует за собой катер: На ней установлен специальный кран (“русская рука”), на конце которого закреплена камера: Благодаря такой конструкции, камера может легко и плавно парить над объектом съемки. А теперь самое интересное. Хотите знать, чем снимают фильм формата BBC? Барабанная дробь… Это новый зеркальный фотоаппарат Canon EOS 5D Mark III со специальной дискретной (фикс) видеооптикой. На такой объектив трудно подобрать подходящий по диаметру поляризационный фильтр, поэтому скотчем монтируется то, что есть :) Процесс сборки “руки” довольно трудоемок – нужно подогнать все сервоприводы к объективу: После сборки это чудо русской инженерной мысли выглядит вполне профессионально: Конечно, это не единственная камера – кроме Canon есть еще две камеры “Panasonic”, для съемок с других ракурсов. В процессе подготовки между продюсерами и режиссерами постоянно возникают рабочие споры. В это время остальные стараются не попадаться под “горячую русскую руку” и терпеливо ждут команды на отправку. Наконец, все детали улажены – в путь! Воевода подбадривает свою дружину: … по рации. Тревога, товарищи, все по местам… Думаю, это батюшка из местной церкви и в кадре его не должно быть. Уже после съемок этой сцены специалисты-историки вспомнили об одной детали декорации, которая не соответствовала сюжету… Сцену переснимать не стали и я вам об этом нюансе не скажу :) Очередная смена гостей турбазы пересекает съемочную площадку :) Вышли на позицию: Вдруг откуда ни возьмись – лодка с разбойниками! Ну, и как следствие, небольшая драчка с абордажем: А вы ожидали увидеть кровавую баталию? На съемках все проходит гораздо спокойнее – никаких массовых драк, все снимается покадрово. Замахнулся – отсняли. Двинул кулаком – отсняли. Потом монтажёры сделают из этого зрелище. На самом деле, фильм продуман до мелочей. Создатели уделяют огромное внимание деталям и вкладывают все силы в его создание. В результате должен получиться шедевр документального исторического кино, которое расскажет нам об истоках Руси и народа русского. «Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах – идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так далее. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей. Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она действует угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей – не знать её вовсе. Большинство так и поступает… Иван Забелин (1820 – 1908), историк, археолог.
Фильм должен выйти в показ на центральных каналах Российского телевидения в следующем году. Будет также выпущен и на DVD. “Русь. От заката до рассвета” снимается полностью на коммерческие средства, без финансового участия государства… К сожалению, в последние годы так часто бывает. Выражаю благодарность девчонкам из комитета по спорту и туризму, реконструкторам, второму режиссеру Сергею и видеооператорам за то, что потратили на меня свое драгоценное время и ответили на все вопросы :) В статье использовались материалы с сайта кинокомпании. |
|
|
Волжский непутевый
Красивые фото! Особенно умиляет батюшка, храм и имперский флаг! И все это в 922 году!
Виктория Чернышева
Батюшка-иеромонах Феоктист из Жигулей, основатель “Богатырской слободы”. Он со своими послушниками построил ладьи, которые снимаются в фильме. А сам в съемках не участвует, только за кадром ))
Фото супер!!
Волжский непутевый
По ладьям очень интересно было услышать в Вашей программе мнение Петрухина, что сейчас это главный “киноляп”. Согласен. Батюшку этого помнится осенью в нашем речпорту встречали. Молодцы жигулевцы!
Прозоров С
Фотографии шикарные, но с историей – швах.
“По единственным свидетельствам арабского путешественника того периода Ибн Фадлана, нам стало известно, что где-то недалеко от этих мест проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки» («Восточный путь») – один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией”.
Путь из варяг в греки никогда не проходил где-то рядом с Ульяновской областью, Ибн-Фадлан никогда о нём не писал. Варяги никогда не проводили экспансии по этому пути и уж тем более по Волге (всё это были русы). А вот “восточный путь” – это в тему, но в Википедии ошибочно отождествляется “аустрвег” с путём из варяг в греки.
Как смутно мы знаем свою историю.
Даже авторы фильма неверно восстановили поселение русов: там не было “палаток” – были дома. Не было клеток с рабынями.
Радий Губайдуллов
Такие палатки были найдены в захоронении в ладье из Гокстада. Наверняка палатки ставились и на временных стоянках викингов, наряду с большими деревянными домами, о которых упоминает Ибн Фадлан.
Прозоров С
Ибн Фадалан писал о русах, и я не знаю, какое отношение они имеют к Гокстаду. Во всех доступных источниках – и русских, и скндинаских – русские купцы не жили в палатках, тем более в таких, какие были разбиты в РБ. Русские купцы и знатные дружинники жили в просторных шатрах (немного другой тип жилища, согласитесь), с ними там жили и “рабыни” (я представляю, как бы возмутились наложницы, еслиб их поместили в клетки, было бы восстание похлеще бунта Стеньки Разина!). На Волге описаны дома, так как русы имели здесь постоянную факторию (в Булгарии позже даже известно название Исады (пристань, торг) – одно из возможных мест).
Волжский непутевый
На самом деле совсем недалеко ( в нескольких км) от РБ тоже была найдена русская торговая фактория X в. Это кстати было доложено на одной из конференций по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Но там теперь коттеджи строят, а массовка (которая едва ли об этом в курсе) на РБ. Вместо реальной истории.
Прозоров
Интересно было бы почитать об этом.
Волжский непутевый
Без проблем. Попозже скину ссылки, эти сборники у меня есть.
Волжский непутевый
Кожевин А.Е., Семыкин Ю.А. Археологические свидетельства о контактах русов и скандинавов с волжско-болгарским населением Ульяновского Поволжья// XV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы Скандинавских стран и Финляндии, Тезисы докладов, часть I, Москва. 2004 г., с.222-225
Семыкин Ю.А., Кожевин А.Е. К проблеме волжско-булгарских-русско-скандинавских связей по археологическим материалам с территории Ульяновского Поволжья// Материалы третьей научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л. Сытину, Ульяновск, 2006 г., с.132-139.
Что было под рукой. У Кожевина или Семыкина если что спросите, они наверное больше знают. У них то точно сборники есть.
Прозоров
Не читал. Речь о раскопках на соседнем полуострове? Ю.А. мне показывал материалы по этому городищу.
Волжский непутевый
Да, там тоже есть. Но в основном ближе к Красной Реке и Садовке.
Радий Губайдуллов
Сергей, слишком мало археологических материалов по русам в Среднем Поволжье, что бы судить о деталях их быта здесь. Несомненно , русы в основе были скандинавами, потому и применимы к ним археологические материалы из Скадинавии. Находки рам для шатров в королевских погребениях Усеберга и Гокстада стали основой для реконструкции наиболее распространенных в сообществе исторических реконструкторов палаток, которые получили наименование “A-frame”. Корабельные шатры были адаптированы к “наземному” использованию. А судя по письменным источникам жили русы и в домах, и в шатрах, и в палатках-шалашах: когда хоронили знатного руса на берегу Итиля, родственники умершего поставили палатки-шалаши (см. Ибн Фадлана). А факторий русов, думаю, здесь было немало – на всех крупных местных базарах и торжищах.
Волжский непутевый
Все это спорно. В.В. Седов предполагал даже, что Ибн Фадлан видел русов – потомков именьковцев. Это так, кстати. То что несомненно вам, не очевидно для других.
Радий Губайдуллов
В.В. Седов предполагал это в возрасте 80-лет.
Волжский непутевый
Типа у него уже маразм был? Вы бы в лицо ему это сказали. На самом деле это не метод ведения научной дискуссии. Это оскорбление памяти крупнейшего специалиста по истории Древней Руси и славян, академика РАН. Да и говорил он об этом не в 80 лет, а раньше. У него кстати ка у Пушкина, обо всем в том числе и вашей персоне. Могу цитату из книги привести. Со страницами.
Прозоров
Ок. Почитаем Ибн-Фадлана.
“И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку (кабину), которая (имеется) на корабле, и посадили его на матрац, и подперли его подушками, и принесли набид и плод и благовонное растение и положили его вместе с ним”. – это та самая палатка, которую использовали на скандинавских (балтийских) ладьях. Никто не спорит! Так как у славян на ладьях не было таких “палаток”.
Но: “А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин (данной) юрты” – это Ваши родственники? Это Ваши полатки? Тут чётко видно, что русы жили в лагере не в палатках, а в жилищах типа шатёр или юрта (в них также булгары жили).
Ну и где палаточный городок?
Радий Губайдуллов
Сергей, вы читаете по арабски первоисточники? Или ссылаетесь на переводы? В переводе Крачковского говорится о шалашах и о шалаше крытом кумачами (палатке в нашем понимании): “В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода “кумачами””; “Собирается много мужчин и женщин, играют на сазах, и каждый из родственников умершего ставит шалаш поодаль от его шалаша. А девушка, которая хотела быть убитой, разукрасившись, отправляется к шалашам родственников умершего, ходя туда и сюда, входит в каждый из их шалашей, причем с ней сочетается хозяин шалаша”.
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123
Волжский непутевый
Думаю надо дождаться выхода фильма. Пока что-то одни “ляпы” и неточности. Упомянут ли там вообще Старую Майну? Нужно ли это вообще для развития туризма? Или будет такой же туризм как в аэропорту “Восточный” , где как всем известно, тоже в свое время снимали эпизоды “Приключений итальянцев в России” и “Ширли-Мырли”? Пока вопросов больше, чем ответов.
Радий Губайдуллов
Рама для палатки из Гокстада.
Волжский непутевый
Мы вроде не в Гокстаде живем. Известное захоронение руса было раскопано в 19 веке в Балымерах, не так далеко от Старой Майны. Видимо, в Балымерах русов наш араб и видел. Путь правильно все-таки звучит “из варяг в арабы”. Ибн Фадлан упоминает длинные дома, Прозоров прав. Печально, что совсем нет местных реконструкций, ни находок, ни жилищ… Видимо, здесь это не главное.
ГЛАЗ
Не могли руса окопать. Славяне сжигали своих умерших до принятия христианства.
Виктория Чернышева
Сергей, в этих палатках (с деревянными перекладинами) реконструкторы живут :) это не декорации к поселению русов.
Прозоров С
А в клетках модели из модельного агентства?) А я думал всё это декорации)
zzz
Беда современных исторических фильмов – никак актеры не походят на реальных людей того времени. Холеные, с белоснежными фарфоровыми зубами, 5 минут назад вышедшие из спа-салона. Вся одежда чистенькая, целая. Разговаривают, как на светском рауте. Ладно,если крестьянки не говорят “привет” или “ОК”
Хм…
Поневоле вспоминается: “Княжна Иванушка сидела под развесистой клюквой”…
Анна
Вчера в рамках фестиваля “Волжский путь” на АТК “Русский берег” состоялось заседание “круглого стола”. Присутствовали представители Татарии, Башкортостана, Марий-Эл, Тверской, Перьмской, Самарской и др. областей. В неформальной обстановке говорили о дальнейшем развитии туристической отрасли. Выступал батюшка-иеромонах Феоктист из Жигулей, основатель «Богатырской слободы». Какое удовольствие слушать его правильную, русскую речь. Пока мы помним свою историю и культуру, мы – живы. Дети наши и внуки должны знать и гордиться Землёй нашей русской, восхищаться красотами.
Волжский непутевый
Землей- это в смысле планетой что-ли?
мужик
спасибо автору за хорошие фотки! И почитать интересно, и фильм 20 серийный посмотреть будет. Церковь и правда сразу бросилась в глаза. И не надо слишком придираться к мелким деталям – их в любом таком фильме не избежать. У нас время 70-х то не могут часто нормально изобразить даже мериканцы, чего уж там про изначальную Русь. Но всё равно – молодцы ребята!
Егерь
Молодцами они будут, если в фильме хоть как то Старую Майну упомянут, или Ульяновскую область. А так… Кинематограф понимаешь…