Георгий Кузнецов
Доля ульяновского пива на прилавках области не превышает восьми процентов.
Имея в регионе двух крупных производителей пива и одного – ликёроводочной продукции, бюджет Ульяновской области за семь месяцев текущего года недополучил 391 миллион рублей от акцизов на алкоголь. При этом население не стало меньше пить, но стало больше приобретать пива и водки, произведённых за пределами региона.
В пятницу, десятого августа, областной минсельхоз провёл совещание на эту тему с главами и представителями муниципальных районов на пивоваренном заводе «Эфес Рус» (бывший «САБМиллер»), расположенном в промышленной зоне «Заволжье». Понятно, что темой разговора было не как увеличить потребление пива, а как вытеснить с рынка инорегиональных конкурентов.
По словам специалистов группы EFESRUS, общая доля альянса (в марте EFESBeerGroup и SABMiller объединили свои мощности на территории РФ) в ульяновском рынке пива составляет 22,35 процента. Но продукция, произведённая именно на ульяновском заводе, занимает всего четыре процента. (Примерно столько же «весит» в региональном прилавке и второй местный производитель – ООО «Завод « Трёхсосенский».) Завод «Эфес Рус» способен производить три миллиона гектолитров в год, но сейчас до этой цифры очень далеко. Достаточно сказать, что схожие предприятия холдинга в Казани и в Калуге выплачивают до пяти миллиардов рублей налогов ежегодно, наш – чуть более одного миллиарда. При этом в Казани и в Уфе местные заводы закрывают по сорок процентов республиканских рынков, а в Калуге – около трети областного.
Получается парадоксальная ситуация. Активно насыщая рынки «непивоваренных» регионов, ульяновский завод абсолютно проигрывает местный. Именно поэтому неиспользованные резервы решено искать в Ульяновской области, в чём не меньше заинтересовано и правительство.
Почему на совещание собрали именно глав районов и районных администраций? Всё просто. Именно в муниципалитетах больше всего «хромает» потребление местного пива, и именно в них расположено подавляющее большинство несетевых торговых точек. (Из десяти тысяч торговых объектов области сети занимают всего 270.) К тому же муниципалитеты традиционно жалуются на недостаточную экономическую поддержку со стороны областного бюджета, а с каждого отпущенного с ульяновских заводов литра пива бюджет имеет двенадцать рублей. Так кому, как не местной власти, разбираться на местах (исключительно цивилизованными методами) со своими торговцами?
Недаром, выступая перед началом совещания, первый вице-премьер областного правительства Александр Пинков сказал, что «сейчас мы распределили между районами 320 миллионов рублей межбюджетных трансфертов, а могли бы распределить вдвое больше, поэтому считаю, что работа по повышению сбора акцизов сейчас не менее важна, нежели подготовка к отопительному сезону, уборочная или ремонт дорог».
В ходе совещания представители «Эфес» рассказали о своих технологиях, планах и трудностях, выслушали некоторые претензии со стороны глав муниципальных образований и набросали предварительный план совместных действий.
Впрочем, было высказано и мнение, что менеджмент «Эфес Рус» в процессе слияния и реорганизации сам немного «проморгал» ситуацию. Иначе чем можно объяснить, что, к примеру, из 37 торговых точек в Сурском районе, торгующих продукцией холдинга, ни одна не оснащена фирменной холодильной установкой, одним из основных инструментов роста продаж? Или что продукция ульяновского завода отсутствует на оптовых базах, где более удобно её закупать предпринимателям из районов?
Конечно, «нагнать» упущенные областным бюджетом почти 400 миллионов до конца года получится вряд ли (министр сельского хозяйства Александр Чепухин оценивает шансы на это весьма осторожно – 50 на 50), но представители муниципалитетов задачей прониклись. Во всяком случае, вот что сказал глава администрации Майнского района Александр Дорофеев: «Мы уже договорились с заводом о том, что они пришлют в район своих специалистов, а мы соберём предпринимателей, пусть вместе решают, как быть. Сейчас у нас реализация ульяновского пива составляет 35 процентов, но все понимают, что этого мало. Думаю, вполне реально общими усилиями увеличить эту цифру вдвое, «подвинув» всех остальных производителей».