Особая экономическая зона в Ульяновске может стать центром сборки самолетов для региональных перевозок с участием иностранных компаний.
Недавно полпред президента в ПФО представил главе правительства Дмитрию Медведеву программу развития региональных авиаперевозок. Самолет Evektor (Чехия) могут начать выпускать в Ульяновске. Переговоры начались 2 года назад. Собственник готов локализовать производство самолетов в Ульяновске.
При благоприятном стечении обстоятельств уже в 2014 году будет собрано примерно пять первых самолетов с выходом на объемы производства 60 в год. «Там объективно все для этого есть, есть и экономические условия, законодательно закрепленные,есть и центр профессиональной компетенции, есть люди, то есть производственная мощность, поэтому было бы, наверное,странно это делать где-то в другом месте», — отметил полномочный представитель президента.
По словам губернатора Сергея Морозова, на базе особой портовой экономической зоны в Ульяновске планируется создание нескольких производств турбовинтовых воздушных судов. В частности, как уже было отмечено, совместно с чешской компанией Evektor будет налажено производство по выпуску нового четырнадцатиместного турбовинтового воздушного судна EV-55 и девятнадцатиместного турбовинтового воздушного судна DHC-6 компании «Викинг Эйр».
«Мы готовы к сотрудничеству и с другими производителями. Это позволит в кратчайшие сроки решить проблему нехватки региональных самолетов и тем самым обеспечить возрождение местных авиационных перевозок на всей территории Российской Федерации», — сказал губернатор.

Полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич прокомментировал главные задачи программы развития региональных авиаперевозок в Приволжье

— Может ли этот проект решить фундаментальную задачу возрождения самолетостроения в России для регионального авиасообщения?

Михаил Бабич: Одна из основных задач программы — создать условия, при которых возрождение российского авиапрома на местных воздушных линиях1 станет экономически рентабельным, целесообразным.. И тогда бизнес сам будет заинтересован в размещении заказов на разработку и производство серийных моде-лей регионального самолета. Безусловно, как только будет сформирован рынок, как только участники рынка увидят, что государство заинтересовано на долгосрочной основе поддерживать региональные авиаперевозки, появится достаточное количество заинтересованных участников, чтобы серьезно заниматься разработкой и производством отечественных самолетов.

— Значит, когда речь идет о субсидировании авиаперевозчиков, то в первую очередь субсидироваться должны те, кто эксплуатирует отечественную технику?

Михаил Бабич: Не просто в первую очередь. Сейчас речь идет о том, что если мы выделяем средства из федерального и региональных бюджетов, то, конечно, эти средства должны идти на поддержку отечественных самолетов и авиакомпаний, которые эксплуатируют отечественные машины. В любом случае мы должны четко расставить приоритеты. И приоритет здесь однозначен — те компании, которые сегодня работают на отечественных самолетах, должны иметь возможность получить поддержку из государственного бюджета. Условия для всех остальных сегодня созданы, существует постановление правительства, по которому осуществляется льготный лизинг, там участвуют все остальные компании. Но субсидирование перевозок на региональных линиях должно производиться для отечественных самолетов.

— Где в ПФО может быть расположена площадка по производству самолетов для региональной авиации?

Михаил Бабич: У нас округ является базовым для отечественного авиастроения: это Ульяновск, Самара, Казань, при определенных условиях Саратов, где производились самолеты «Як-40» и «Як-42», это Нижний Новгород. У нас достаточно возможностей. Все центры компетенций — исторические. 65% российского авиастроения было размещено в Приволжском федеральном округе, собственно, там и сохраняется. Практически все предприятия сегодня загружены заказами, но заказами для Министерства обороны, для нужд спецпотребителей, для военно-транспортной авиации, а вот гражданский сегмент сегодня «проседает». Поэтому нынче одна из задач развития рынка региональных перевозок — сделать так, чтобы у нас — на предприятиях округа в том числе — были размещены заказы на производство гражданских отечественных самолетов.

— Способны ли мы разработать и производить отечественный самолет?

Михаил Бабич: Конечно, за последние 20 лет была потеряна компетенция, ушли профессиональные кадры, морально и физически устарели оборудование и технологии. Иностранные производители в этом отношении ушли далеко вперед. Но при этом, к счастью, были энтузиасты, которые занимались проектированием и подготовкой к производству самолетов для малой авиации. Сейчас государство этой проблеме уделяет большое внимание и готово вкладывать значительные средства в развитие гражданской авиации. Я считаю, что те заделы, которые есть в авиастроении, позволят создавать необходимые для региональных перевозок самолеты. Еще одним вариантом для сокращения времени и привлечения лучших мировых технологий является возможное создание совместного производства с иностранными компаниями-производителями с максимальной локализацией этого производства на предприятиях российского авиапрома. У нас в округе действует Ульяновская особая экономическая зона портового типа, которая позволяет иметь самые льготные условия для производителей самолетов на условиях партнерства.