Олег Пантелеев
Ульяновское ЗАО “Авиастар-СП”, созданное в целях выпуска тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 “Руслан”, по сей день является крупнейшим авиастроительным предприятием России по величине занимаемого земельного участка и площади производственных корпусов. Сегодня завод задействован практически во всех крупных проектах авиастроения. Здесь на огромных территориях модернизируются “Русланы”, строятся Ту-204, транспортные Илы, монтируется интерьер Суперджетов. Кроме того, завод участвует в кооперации по созданию МС-21, Ан-70, МТА. И все же акцент сделан на транспортную авиацию. “Наш завод в линейке предприятий ОАК заявлен головной площадкой по производству транспортных самолетов, – отмечает генеральный директор ЗАО “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.

Перспективная продуктовая линейка
Первыми лайнерами, выпущенными заводом, были Ан-124 “Руслан”, и по сей день на территориях производства окончательной сборки, летно-испытательного комплекса можно увидеть эти машины. В настоящее время ведутся активные работы по капитально-восстановительному ремонту самолетов из состава Военно-воздушных сил России. Весь флот военно-транспортной авиации в ближайшие годы пройдет не только капитально-восстановительный ремонт, но и глубокую модернизацию. По словам первого заместителя генерального директора, технического директора “Авиастара” Виктора Кулакова, “параллельно развиваются две ветки: капитально-восстановительный ремонт с продлением ресурса и глубокая модернизация”.

Кроме того, рассматривается и вопрос о возобновлении серийного производства “Русланов”, но уже в новом техническом лице. Согласно Государственной программе вооружений, первые самолеты нового производства должны быть переданы заказчику уже в 2016 году, а до 2020 года их будет поставлено не менее 10.

Еще один амбициозный проект в сегменте военно-транспортной авиации предусматривает восстановление производства самолета Ил-76 в глубоко модернизированной версии Ил-76МД-90А. Как следует из наименования, от базовой версии новая машина отличается силовой установкой с двигателями ПС-90А, а также новым крылом, усиленным шасси и модернизированным комплексом бортового оборудования. Кроме того, вся документация на самолет создана в цифровом формате. Сегодня “в работе” на предприятии летный образец и три борта первой партии. Согласно существующим планам, в сентябре 2012 года лайнер должен совершить первый испытательный полет, а уже в 2013 году первые два самолета могут быть переданы заказчику. А с учетом того, что Госпрограмма вооружений предусматривает поставку порядка 85 бортов в различных модификациях, предприятие должно выйти на темп сборки до 16 машин в год, отмечает С.Дементьев.

Наконец, до сих пор не поставлена точка в судьбе самолетов Ту-204, серийное производство которых осуществлялось на “Авиастаре”. Поставки коммерческим эксплуатантам базовых модификаций Ту-204-100 и -300 не осуществляются, в предыдущие годы выполнялись единичные заказы со стороны Управления делами президента РФ. Кроме того, пока нет контрактов и на новейшую модификацию Ту-204СМ. Сегодня в сертификационных испытаниях задействовано два борта, однако на самом предприятии работы по подготовке производства и сборке третьей машины не ведутся.

Впрочем, как бы ни повернулась судьба Ту-204СМ, участие в гражданских самолетостроительных программах “Авиастару” обеспечено. Предприятие станет одним из крупнейших поставщиков узлов и агрегатов для перспективного МС-21. Сегодня определено, что в компетенции ульяновского завода войдут подкилевой отсек, оперение, двери и люки, а также значительная часть панелей фюзеляжа. Кроме того, расположенное на территории завода совместное предприятие “Аэрокомпозит-Ульяновск” станет поставщиком изделий из композиционных материалов для МС-21 и Superjet NG. Новое производство будет специализироваться на композитном кессоне крыла и силовых панелях.

Ставка на технологии
Будучи самым молодым авиазаводом на территории России, “Авиастар” уже в 1980-х годах был оснащен клепальными автоматами, активно применялись станки с ЧПУ, другое прогрессивное оборудование. Однако сегодня освоение производства самолетов, спроектированных “в цифре”, требует существенного технического перевооружения.

За предыдущие пять лет подготовки к освоению производства Ил-76 разработан и изготовлен полный комплект технологического оснащения, выпущена технологическая документация, необходимая для начала серийного производства. Для выхода на запланированные темпы производства предприятию потребуется дополнительно смонтировать комплекты оснастки для заготовительно-штамповочного, механического и агрегатно-сборочного производства, что предусмотрено планом развития.

Кроме оснастки, завод уже закупил, и продолжит приобретать большое количество станков, контрольно-измерительного и испытательного оборудования. За предыдущие три года в рамках Федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса “Авиастар” получил порядка 180 единиц оборудования. Среди них партия станков японской фирмы Mazak, обрабатывающие центры американской компании MAG Cincinnati, немецкие станки фирмы Handtmann, клепальные автоматы “Джемкор”, обтяжные прессы французской компании ACB. Кроме того, приобретено различное лазерное оборудование: раскройный центр, позиционеры для сборочной оснастки. “До 2020 года планируется привлечение не менее 10 млрд рублей инвестиций на техническое перевооружение завода”, – дополнил В.Кулаков.

Обновление станочного парка позволит существенно повысить производительность труда, отмечает технический директор. Так новое оборудование даже в сравнении с ранее использованными станками с ЧПУ дает возможность на ряде операций сократить рабочие циклы на порядок, а на наиболее сложных изделиях – до 25 (!) раз. В среднем же трудоемкость изготовления деталей сократится в 3-4 раза, уверяет он.

Заметно преобразится и агрегатно-сборочное производство. В настоящее время германская компания ThyssenKrupp проектирует сборочную линию, которая будет смонтирована в Ульяновске в интересах программы МС-21. Параллельно идут работы на площадке ЗАО “АэроКомпозит-Ульяновск”, где в конце года начнется монтаж технологического оборудования.

Использование нового оборудования заставляет модернизировать и общезаводские службы. Цеха, в которых разместятся новые производства, сегодня полностью расчищены, в них ведутся работы по ремонту крыш, остекления, заливаются новые полы. К каждому рабочему месту подводятся коммуникации: электропитание, осушенный сжатый воздух, вакуум для пыли и стружки. “В обязательном порядке подводится оптоволоконная линия связи для подключения к вычислительной сети”, – дополнил В.Кулаков.

Производство должно быть бережливым
Повышение эффективности производства достигается не только за счет покупки нового технологического оборудования, но и за счет грамотной организации производственного процесса с применением LEAN-технологий, отмечает директор по развитию Бережливого производства Вячеслав Маркевич.

Еще весной 2008 года был проведен комплексный анализ бизнес-процессов, в результате которого появилось решение о создании на предприятии направления по повышению эффективности производства. В ходе работы специалистов была разработана концепция развития бережливого производства до 2020 года, план развития производственной системы и план-график внедрения проектов. Начиная с 2009 году, уже реализовано 112 улучшений, которые уже позволили сэкономить 108,5 млн рублей.

В качестве примеров В.Маркевич привел организационные мероприятия на участке универсальных сборочных приспособлений и оснастки, которые уже дали экономию в 3 млн рублей. Однако существующий принцип непрерывности улучшений заставляет продолжать работу, и дальнейшее развитие проекта по повышению эффективности работы участка позволит сэкономить еще около 1 млн.

Самолеты строим, персонал учим
Все преобразования на производстве должны опираться на квалифицированный персонал, и “Авиастар-СП” в последние годы кардинально изменил кадровую политику. Прежде всего, ставка сделана на самостоятельную подготовку и повышение квалификации сотрудников. Как рассказывает директор по персоналу Вадим Овейчук, была создана внутрикорпоративная система подготовки персонала. “Самая распространенная у нас специальность на предприятии – сборщик-клепальщик или слесарь по доводке летательных аппаратов. Именно эти специализации наша система профтехобразования не дает, – констатирует он. – Нам нужна специализация, именно в авиационном направлении”.

Получив лицензию на ведение общеобразовательной деятельности, Центр развития персонала сможет готовить своими силами работников по тем специальностям, которые отсутствуют у учебных заведений региона. “Есть не массовые, а достаточно уникальные профессии, на которые тоже в нашем регионе никто не готовит, – говорит В.Овейчук. – Допустим термист, шлифовщик, кузнец, штамповщик, слесарь-доводчик. Таких примеров достаточно много”. Преподавать в Центре будут как нанятые по трудовому соглашению специалисты из учебных заведений Ульяновска, так и работники “Авиастара”, которые получат дополнительную оплату за эту работу.

Активно развивается и система дистанционного обучения. На предприятии создан информационно-обучающий портал, с помощью которого любой работник предприятия, имеющий доступ к внутризаводской сети, имеет возможность самостоятельно учиться. Кроме того, формируются учебные группы, которые проходят курсы. После изучения материала – обязательная система тестов и сдача экзаменов. “Обязательными для изучения являются система менеджмента качества и система бережливого производства. Каждый работник предприятия должен знать как минимум основы данных систем”, – отмечает директор по персоналу. Всего с помощью информационно-обучающего портала в этом году будет обучено около 1000 человек.

Освоение новых технологий и нового оборудования происходит параллельно с обучением специалистов. Согласно планам, все конструктора-технологи, а также линейный персонал – мастера и старшие мастера – должны владеть используемыми на предприятии системами Unigraphics и Teamcenter. В 2011 году по данному направлению прошли переподготовку порядка 600 человек, планы на 2012 год – еще 800 специалистов. Причем если в предыдущем году переподготовка шла за счет средств федерального бюджета, выделенных в рамках программы поддержки занятости, то сейчас специалисты предприятия прошли обучение на базе Ульяновского государственного университета и Ульяновского государственного технического университета, и теперь передают знания коллегам.

Что же касается обучения специалистов по работе на новом оборудовании, оно происходит в рамках контрактов с поставщиками станков и инструментов. “Каждый договор имеет раздел, где указано, сколько людей поставщик должен обучить, как на территории нашего предприятия, так и на базе тех поставщиков, которые нам поставляют оборудование, – говорит В.Овейчук. – Мы отправляем своих специалистов в Японию, Италию, Германию, где они обучаются, и потом уже приезжают готовыми специалистами”.

Предвидя существенный рост объема работ по программе Ил-76МД-90А, предприятие приступило к решению еще одного сложного вопроса – жилищного. Сегодня “Авиастар” реализует обширную программу, которая позволяет работникам на достаточно льготных условиях приобрести собственное жилье. “Таким образом мы сможем привлечь работников из Ульяновской области и из других регионов”, – полагает директор по персоналу.