МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Корреспондент «НИ» и сотрудники ГИБДД ловили пьяных, а поймали спортсменов.
Ежедневно, по данным ГИБДД, за езду в нетрезвом виде в России лишают прав около тысячи водителей. Корреспондент «НИ» подежурил с нарядом полиции и выяснил, как инспекторы узнают, в какой из машин за рулем пьяный, можно ли пить квас перед тем, как сесть за руль, и почему половина нарушителей правил оказываются друзьями губернатора.

Капитан полиции Олег Каркалев и его коллега старший лейтенант Валерьян Блюдин служат в спецроте ДПС ГИБДД оперативного реагирования управления МВД по Ульяновской области. Усевшись в патрульные «Жигули» 15-й модели, сразу замечаешь, что прогресс дошел до Госавтоинспекции: все лобовое стекло машины завешано приборами – видеокамера, радар, регистратор. «Все теперь большие специалисты в юриспруденции. Чуть что – начинают качать права. Покажите видеозапись! А в каком законе это написано?» – рассуждает Олег Каркалев. На колени он сразу кладет ноутбук, подключенный к Интернету, – теперь «пробить» водителя по номеру водительского удостоверения можно за секунды.

«Если не против, в центр поедем», – сообщает Валерьян Блюдин наш маршрут. И на вопрос, каких именно нарушителей едем ловить, отвечает со смехом: «Это же как рыбалка – никогда ничего заранее нельзя сказать точно». Интересуюсь у инспекторов, как они относятся к идее возвращения допустимого уровня алкоголя в крови в пределах 0,3 промилле – дескать, все делается для того, чтобы автомобилисты, выпившие «Корвалол» или квас перед поездкой, не остались без прав за езду в нетрезвом виде.

«Нет никакой разницы – можно вернуть 0,3 промилле, но ничего не изменится, – возражает капитан Каркалев. – Люди и раньше пили, и сейчас пьют. А историй про то, как человек выпил стакан кваса и его якобы за это лишили прав, мы много слышали. Ерунда все это! Просто, как правило, одним квасом люди не ограничиваются. Не в менталитете русского человека выпивать одну рюмочку и вставать из-за стола». Валерьян Блюдин добавляет, что чаще нарушают правила молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет: «На их счету самые страшные аварии. Сейчас просто машины стали очень доступными, благо кредит оформить несложно».

Мы останавливаемся на улице Гончарова – центральной магистрали Ульяновска. Олег Каркалев в ярко-зеленой форменной жилетке выходит из машины. «Вот сейчас многие говорят, что инспекторов ДПС вообще надо убрать с дорог, заменив их видеокамерами. А вы как к этому сами относитесь?» – задаю Каркалеву провокационный вопрос. «Инспекторов теперь и так стало мало, неужели не заметили? А если нас вообще убрать – полнейший произвол начнется, никто вообще ничего бояться не будет», – уверен капитан.

Проблема видеофиксации, как выяснилось, вообще больная тема для инспекторов. «С одной стороны, хорошо, что появились камеры, они действительно дисциплинируют водителей. А с другой – прекрасно видишь, что человек поворачивает в неположенном месте, останавливаешь его, а он начинает возмущаться – дескать, не поворачивал я, покажите видеозапись. Но ведь мы по закону имеем право выявлять нарушителей не только при помощи систем видеофиксации, но и визуально. Сам посуди – как раньше, когда этих камер не было, ГАИ работала?» – рассуждает Каркалев.

Капитан выходит на проезжую часть, и взмах жезла останавливает изрядно потрепанные «Жигули». Уже издалека инспектор замечает, что машина перегружена – на заднем сиденье находятся четыре человека. Из-за руля выскакивает взволнованный парнишка в шортах и начинает сбивчиво оправдываться: «Командир, мы спортсмены, прости, пожалуйста, торопимся».

Лицо капитана Каркалева становится непроницаемым. Через минуту автомобилист протягивает инспектору мобильный телефон: «Поговорите, пожалуйста, там с вами советник губернатора хочет пообщаться – Сергей Викторович». Выражение лица у Каркалева не меняется. «Я подчиняюсь начальнику ГИБДД Ульяновской области, а не советнику губернатора, поэтому общаться не уполномочен», – отвечает инспектор. «Часто люди вот так козыряют своими знакомствами с чиновниками?» – интересуюсь я. «Еще бы, – ухмыляется Олег Каркалев. – У нас, если послушать, каждый второй водитель – большой друг губернатора».

К патрульной машине подходит интеллигентного вида молодой человек. «Простите, – обращается он к Валерьяну Блюдину, – давно хотел узнать – можно ли за рулем употреблять квас?» Старший лейтенант улыбается: «А вы читали, что на этикетке написано о содержании в напитке алкоголя?» «Но там же совсем немного алкоголя», – не унимается любопытный собеседник. «Ну, вот вас немного и лишат прав», – смеется Блюдин. Потом он серьезно объясняет, что употреблять квас перед поездкой все же нежелательно. «Все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, а также от самого кваса и количества выпитого. Но я бы рисковать не стал», – резюмирует старший лейтенант. «А можно я у вас в алкотестер подышу?» – интересуется молодой человек. «Не, у нас все с этим строго, – отмахивается инспектор. – Это же не экспериментальная лаборатория».

В этот момент из плотного потока Олег Каркалев вдруг вытягивает очередной автомобиль. Спрашиваю у инспектора, исходя из каких соображений он решает остановить конкретную машину. «Чаще всего помогает интуиция. А вот в этом случае обратил внимание, что водитель почему-то, несмотря на вечер, едет с выключенными фарами. Как ни крути, а пьяные люди за рулем все равно как-то выделяются», – рассказывает капитан.

Каркалев представляется водителю и просит предъявить документы. «Шеф, нет документов», – разводит руками, явно волнуясь, небритый мужчина за рулем. «А куда тогда едешь?» – интересуется инспектор. «Куда-куда! За документами домой», – объясняет водитель. Каркалев просит автомобилиста пройти в машину к напарнику и тихо сообщает мне: «Кажется, это наш клиент». «В смысле?» – не сразу понимаю я. «В том смысле, что пьяный, – объясняет капитан. – Сейчас Валера его проверит».

Инспекторы не скрывают: когда появляются сомнения, а не пьяный ли водитель за рулем, они просят пройти его в патрульную машину. В замкнутом пространстве, в салоне автомобиля, гораздо проще, нежели на воздухе, убедиться – трезвый за баранкой или нет. Валерьян через стекла подает какой-то условный сигнал старшему в экипаже. «Ну вот, моя гипотеза, похоже, подтверждается», – констатирует капитан.

Задержанный 34-летний водитель Андрей Чернов всячески отрицает употребление алкоголя, хотя салон патрульных «Жигулей» стремительно заполняет стойкий запах спиртного. «Да вы что, – возмущается мужчина, – я последний раз употреблял три недели назад в Самаре». Инспекторы предлагают пройти проверку на алкотестере. Андрей сразу отказывается. Олег Каркалев качает головой, глядя на меня, – дескать, что и требовалось доказать.

Дорожные полицейские объясняют: многие автомобилисты, которых уличили в употреблении спиртного, отказываются от проверки на алкотестере – некоторые таким образом тянут время, надеясь, что алкоголь успеет выветриться.

«А в наркологический диспансер поедем на освидетельствование?» – предлагает Каркалев. «Поедем», – соглашается водитель. Инспекторы «пробивают» попавшегося автомобилиста по базе данных – водительских прав он не лишен, то есть документы у него есть, только и вправду забыл дома.

По пути в наркологическую больницу Андрей философски рассуждает о том, что машина ему не больно-то и нужна, что он готов походить пешком, если потребуется, что на бензин только огромные деньги уходят. «Какой прогноз?» – интересуюсь я у Каркалева в тот момент, когда задержанный водитель заходит в кабинет нарколога. «Скорее всего, остаточное опьянение, 0,5 промилле», – предполагает инспектор.

«Ваш результат – 0,8 промилле, – выносит вердикт доктор. – Зачем за рулем употребляете?» И Андрей начинает каяться: «Ну выпил в обед, да, жарко было. Еще пацаны отговаривали – дескать, поймают тебя гайцы, будешь тогда знать!». «А что пил, сколько?» – спрашиваю я у автомобилиста. «Несколько баночек коктейля, он же очень легко пьется. Но я потом потел сильно – думал, что с потом весь алкоголь и выйдет», – признается Андрей.

Через несколько дней он должен стать пешеходом – скорее всего, суд лишит водителя прав на полтора года. Однако мужчина не унывает: «Мужики, – обращается он к инспекторам, – вы все правильно делаете – сейчас столько пьяных за рулем. Хотя я читал одно исследование, согласно которому нетрезвые люди ездят гораздо осторожнее трезвых, поэтому редко попадаются». «Но это явно не твой случай», – констатируют инспекторы.

Олег Каркалев и Валерьян Блюдин говорят, что пьяными попадаются как молодые люди, так и уже вполне солидные мужчины. «У всех – свои оправдания. Хотя никаких оправданий тут быть не может. Если выпил – вызывай такси, не испытывай судьбу», – говорит капитан Каркалев. Мы вспоминаем резонансную автоаварию на мосту через Волгу в Ульяновске с участием судьи Валерия Саса. Тогда автомобиль Toyota Highlander, которым управлял судья, протаранил «ВАЗ-2112». По данным областного управления ГИБДД, внедорожник выехал на полосу встречного движения в зоне действия знака «Обгон запрещен». В результате столкновения 22-летний водитель «Жигулей» скончался на месте, его 23-летняя пассажирка спустя несколько часов умерла в больнице, 52-летняя женщина получила тяжелейшие травмы. Судья тогда отказался от прохождения медосвидетельствования – такое право судей закреплено в законе.

«Простой человек уже давно бы был в колонии, а этот – до сих пор на свободе», – вздыхают инспекторы. Кстати, надо отдать должное сотрудникам ГИБДД – тогда именно они подтвердили следователям, что от судьи исходил стойкий запах алкоголя. На их показаниях во многом и строится обвинение.

Инспекторы утверждают, что нетрезвых водителей меньше не становится. «Вот на днях, к примеру, останавливаем водителя, он крепко пьяный был, – вспоминает Олег Каркалев. – Выясняется, что водительского удостоверения у него уже нет – лишен. Несмотря на это, снова сел за руль под градусом. Мы ему говорим: ты же сейчас в изолятор под административный арест загремишь. А он нам в ответ – да мне плевать, это у меня уже второй арест будет. Вот и получается: его лишили документов, а он ездит как ни в чем не бывало. Сажают в изолятор, отсидит там несколько суток, поест за счет государства, выходит на свободу и снова садится за руль. Никаких штрафов для него не предусмотрено, а арест его не пугает. Мы его спрашиваем: зачем ты катаешься без прав, а он отвечает – мол, меня за руль тянет».

«НИ» благодарят за содействие в подготовке материала начальника ГИБДД Ульяновской области Сергея Моргачева.