Дмитрий ЧУРОВ
на Ульяновском авиатранспортном форуме «МАТФ-2012».
В конце прошлой недели в Ульяновске закончил свою работу II Международный авиатранспортный форум (МАТФ), который по сравнению с первым привлек к себе значительно больше внимания как у крупных компаний, так и со стороны правительства России. В рамках мероприятия было подписано более десяти важных соглашений с ведущими мировыми лидерами авиационной отрасли. По оценкам специалистов, МАТФ стал вторым по масштабности авиационным событием в России после традиционного международного авиакосмического салона в Жуковском (МАКС).

МАТФ – ЧЕТНЫЙ АВИАСАЛОН РОССИИ
О признании значимости ульяновского форума говорит и тот факт, что с прошлого года существует договоренность с МАКСом о проведении своих авиасалонов в разные годы: МАТФ — по четным годам, в Жуковском — по нечетным. Как отметил полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, Ульяновск заслуженно претендует на звание авиационной столицы России.
— Здесь сосредоточены различные сферы, связанные с авиацией: прикладная наука, промышленные предприятия, создана особая экономическая зона портового типа, — подчеркнул полпред президента в ПФО.
Вообще гостей высокого ранга на МАТФе было предостаточно: заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин, советник президента Игорь Левитин, сенатор Совета Федерации России Константин Титов, министр транспорта Максим Соколов, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс и многие другие. -На протяжении двух дней они вместе с другими руководителями крупных компаний и организаций приняли участие в более 20 конференциях, деловых переговорах, дискуссиях и «круглых столах».
Важными итогами форума стали соглашение с новым участником портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) компанией «ФЛ Технике» и решение о готовности ульяновского авиазавода к возобновлению производства знаменитых «Русланов» («Ан-124-100»).
— Могу уверенно сказать, что ульяновский завод это осилит. На «Авиастаре» сохранились все конструкторские документы и имеется большой опыт в производстве авиагигантов, — заявил генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ «ИЛЬЯ», А «РУСЛАН» – ПОТОМ
Надо отметить, что уже существует вариант нового модернизированного авиагрузовика — «Ан-124-300». Есть и военный заказ от правительства России на десять «Русланов» до конца 2020 года. Впрочем, говорить о том, что уже завтра на «Авиастаре» приступят к их производству, еще рано. По разным данным, завод может начать строить «Русланы» не раньше 2014-2016 гг. Чего нельзя сказать о другом перспективном проекте ульяновских авиастроителей, который все участники форума могли увидеть в одном из ангаров.
Речь идет о модернизированном самолете «Ил-76МД-90А» (по-другому проект называется «Ил-476»). Первая машина уже построена. Сейчас идут последние подготовительные работы. Самолет должен подняться в воздух уже в сентябре этого года. В отличие от своего предшественника новая модификация более экономична в расходе топлива, берет больше груза и летит дальше. Все эти качества не могли не привлечь внимание правительства, которое делает большие ставки на данный самолет.
— Будет заключен контракт на несколько десятков машин для Вооруженных сил России, — сказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. — При этом хочу отметить, что этот самолет имеет не только военное, но и огромное гражданское значение и большой экспортный потенциал. С точки зрения предприятия, контракт на производство самолетов «Ил-476» — это прежде всего загрузка завода. Это первый большой заказ, который так долго здесь ждали. Он позволит создать новые рабочие места и, по оценкам специалистов, потребует увеличения производственных площадей.
На эти цели, а также на техническое перевооружение «Авиастара» из федеральных бюджетных денег будут выделены большие финансовые средства. Перспективы для загрузки ульяновского авиазавода достаточно серьезные. Ведь кроме производства новых «Ильюшиных» ожидается, что на предприятии будут ремонтироваться и модернизироваться «Русланы», состоящие на вооружении в войсках. Таким образом, до 2020 года завод, как выразился Дмитрий Рогозин, будет загружен «по горлышко».

БАЗОЙ НАТО ОКАЗАЛИСЬ ОБЫЧНЫЕ СКЛАДЫ
Вице-премьер провел на Ульяновской земле всего полдня, но успел за это время найти мистическую базу НАТО, о которой на протяжении последнего года не говорил разве что ленивый. Чтобы поставить точку в неприлично затянувшейся истории, Дмитрий Рогозин предложил всем журналистам загрузиться в автобус и немного проехаться, чтобы показать «базу НАТО в ближайших кустах».
На деле то, что некоторые недобросовестные «товарищи» хотели выдать за милитаристический перевалочный пункт, оказалось складами СВХ (склады временного хранения), внутри которых в данный момент лежали упаковки картона и шоколадные батончики.
Здесь же журналистам на схеме продемонстрировали, как могут быть модернизированы склады, если сотрудничество с НАТО по транзиту грузов все же войдет в силу. Сегодня их площадь 3 000 квадратных метров, планируется увеличить до 10 тысяч. Для удобства прямо к складам будут подведены железнодорожные ветки. Но, по словам Рогозина, в любом случае на этой территории не окажется никакого иностранного персонала.
— Все перевозчики будут исключительно российские, — заявил вице-премьер. — О товарах, которые будут проходить здесь транзитом, естественно, мы будем полностью в курсе того, что они из себя представляют. Для России это вопрос национальной безопасности. Мы хотим, чтобы Запад привык возить грузы через нашу территорию. Неважно, кто это будет: НАТО, кто-то другие. Самое главное, если мы получаем доступ к грузу, знаем, что не перевозится ничего грозящего безопасности нашей страны, мы готовы предоставить нашу территорию и средства перевозки для их транспортировки. А мы будем на этом зарабатывать деньги, которые, в частности, пустим на развитие той же транспортной системы страны, включая авиационную отрасль.

ВСЕ САМОЛЕТЫ – В НАШ ОСОБЫЙ ПОРТ
Хотелось бы отдельно остановиться на соглашении по созданию в Ульяновской области центра технического обслуживания и ремонта самолетов. В соответствии с соглашением на производственных площадях в ПОЭЗ компания «ФЛ Технике Ульяновск» будет производить базовое техническое обслуживание воздушных судов семейства «Эйрбас», «Боинг», «Сухой Супер Джет» и многих других самолетов. В планах — перенести в Ульяновск до 20 процентов технического обслуживания самолетов, эксплуатируемых авиакомпаниями стран СНГ. Тем самым не надо будет больше тратить огромные средства и летать, например, в Китай, где уже существует подобный сервисный центр.
— Техническое обслуживание самолетов — это очень серьезный бизнес, в котором крутятся несколько сот миллионов долларов, — объяснил журналистам губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. — В России подобных центров практически нет, и нашим самолетам приходится летать за границу и платить огромные деньги за обслуживание и ремонт. Поэтому мы приняли решение в рамках портовой особой экономической зоны создать свой подобный центр, переделить этот рынок и завоевать его для России. Уже в мае следующего года наши новые партнеры выйдут на строительную площадку, а к концу 2013 года первая очередь объекта будет сделана.
Планируется, что объем инвестиций ООО «ФЛ Технике Ульяновск» составит порядка 800 миллионов рублей. Сроки по реализации всего проекта ограничены 2019 годом. Новый центр создаст для ульяновцев около 400 новых высокооплачиваемых рабочих мест.

МОЛОДЫЕ АВИАТОРЫ И МАЛАЯ АВИАЦИЯ
Последний день МАТФ можно условно разделить на три «авиачасти»: молодежную, малую и авиашоу. Там, где два дня серьезные специалисты рассуждали о будущем транспортной авиации России, прошли молодежный форум «Я — авиатор!» и Всероссийский форум малой авиации.
Подростки, занимающиеся в авиационных клубах и кружках, могли пообщаться и задать свои вопросы главному конструктору самолета «Руслан» Виктору Толмачеву, поучаствовать в различных мастер-классах и даже самостоятельно собрать простенькие конструкции летательных аппаратов из того, что, как говорится, под рукой — бумаги, картона и клея. Здесь же работал компьютерный клуб, где любой желающий мог полетать в виртуальном пространстве на самых известных военных самолетах прошлого века.
Продолжила свою работу на МАТФе и лига юных авиаторов, которая существовала еще во времена ДОСААФ. Это детская общественная организация, объединяющая детей и подростков от 6 до 18 лет, интересующихся авиацией. В рамках молодежного форума в лигу вступили новые любители авиации. Кто его знает, может быть, среди них — новые пилоты будущих «Русланов»?
На форуме малой авиации говорилось о необходимости привлечения экспертов для разработки предложений по совершенствованию законодательства России в области гражданской авиации. Ведь малая авиация — это важная составляющая гражданской авиации. В серьезных странах доходы от малогабаритных пассажирских перевозок иногда превышают прибыли крупных авиакомпаний! И это не только доход для государства, но и повышение мобильности передвижения людей. И в этом плане в России еще есть над чем работать.

АВИАШОУ «СОКОЛОВ» И «ПЧЕЛ»
Тем временем на улице в пространстве над аэропортом «Ульяновск-Восточный» проходило самое эффектное мероприятие МАТФа — авиашоу. Участие в нем приняли как исторические бипланы «По-2» и самолеты малой авиации (Piper, Extra-300, различные модификации самолета «Як»), так и серьезные боевые истребители и, конечно же, флагманы транспортной авиации «Руслан» и «Ил-76».
Особый интерес у публики (а собралось примерно около 200 тысяч!) вызвали выступления «Соколов России» на «Су-27» и «Балтийских пчел» на чешских “Л-39”, впервые гостивших в Ульяновске. «Соколы» наглядно продемонстрировали все преимущества одного из самых грозных истребителей в мире. Бреющие полеты на высоте 200 метров, разброс скорости от 200 до 800 километров в час,зависание в воздухе (элемент под названием «Колокол»), имитация воздушного боя. Стоит отметить, что в едином строю самолеты летели на расстоянии 10 метров друг от друга, сохраняя его даже при самых сложных пируэтах.
«Балтийские пчелы» порадовали несколькими рискованными фигурами, показав даже «пьяного летчика», когда самолет летел в опасной близости от взлетной полосы, болтаясь из стороны в сторону.
Закончился МАТФ концертом популярной российской певицы Нюши. И если бы не транспортный коллапс, сковавший автодвижение форума, можно было сказать, что все прошло интересно, полезно и эффектно!