В августе в нашем регионе состоялась фольклорно-этнографическая экспедиция, организованная силами сотрудников областного Центра народной культуры и Лаборатории традиционной культуры УлГПУ (руководители –
Павел Половое и Евгений Сафронов). Участники поездки поставили перед собой достаточно необычную задачу: создать «культурную медиакарту» одного из сел Инзенского района.
Другими словами, все записанные «сказки-песни-тосты» должны были получить определенную «прописку» в пространстве конкретного села, а затем размещены на специально созданном сайте – с максимальным использованием современных медиавозможностей (адрес веб-ресурса: http://korgevka.ucoz.ru). Стоит отметить, что данный проект уникален для нашего региона как по целям, так и по полученным результатам.

Больница “от австрийцев”
В качестве базы нами была выбрана Коржевка – село, чей возраст вполне сопоставим со временем существования Симбирска. Мы разместились в местной больнице, которая была построена еще до революции.
– Вообще, есть две версии строительства больницы: согласно одной из них, это здание строилось в 1916 году пленными австрийцами. Ноя обнаружил документы, в которых указывается, что она была построена еще до первой мировой войны. Так что это тоже своеобразный фольклор! – рассказывает замглавврача Алексей Хорин.
Именно с больницы начались наши первые шаги по освоению «культурного пространства» Коржевки: как оказалось, недалеко от нее располагаются другие значимые для сельчан объекты – например, кладбище и строящаяся церковь.

От Скачишки до Палетки
Для любого приезжего человека (того самого, для которого Коржевка – всего лишь одно из многих поселений^сельское пространство является «мертвой», ничего не значащей совокупностью домов, улиц, родников и т.п. Совсем иным смыслом эти же места наполнены для того, кто здесь родился и вырос. Приобщиться к этому ощущению «родного пространства» можно прежде всего через местные (неофициальные) названия улиц.
– Например, у нас есть Задуваловка – эту улицу так назвали потому, что там зимой часто бывали метели. Есть также улица Скачишка – там раньше устраивали скачки на лошадях; а вот на Налетку старались лишний раз не заходить: там парни были больно драчливые, «налетали» на всех, – поясняет учительница местной школы Зинаида Морозова, одна из лучших наших рассказчиц.
Именно ее мы попросили стать нашим «гидом» по Коржевке – и нисколько об этом не пожалели! Санюшин пчельник, Чикмариха, Углов овраг, родники Зайчик и Центральный, Девичья поляна – каждое из этих названий значимо для любого «коржемана» (так иногда называют местных жители соседних сел) и нередко сопровождается своей «историей места».
К примеру, на Девичью поляну раньше ходили на Троицу и «весну провожать» (на Заговенье): именно там девушки пели «протяжные» песни и плели венки, которые на следующий день бросали в Суру, чтобы погадать о будущем. Кстати, в этой экспедиции нам удалось записать троичную песню – ею сопровождалось гадание «на венках». Фиксация варианта этой довольно известной песни – большая удача, поскольку в наше время подобные тексты фактически забыты.

Елочка на свадьбу
Если вы думаете, что наряжать елочку можно только на Новый год, то вы заблуждаетесь. Раньше в Коржевке украшенная лентами елочка («сосенка») была непременным атрибутом любой свадьбы. Праздничное деревце обычно приносила с собой сваха – об этом сообщают почти все наши рассказчики. А вот что касается того этапа свадьбы, во время которого производились манипуляции с елочкой, то здесь сведения варьируются: одни говорят, что ее приносили во время выкупа невесты, другие – о том, что деревце с лентами использовали на второй день, когда «ходили наряженными».
Кстати, рядились на коржевскую свадьбу в самых различных персонажей: были и пастух, и цыганка, и милиционер, и врач. Одна из наших собеседниц поведала в связи с этим такую историю:
– Была свадьба, а у нас тут одна любила чудить. Так она разделась догола, легла на стол, а «врач» из ряженых давай ее лечить!
Таскали ее на носилках из избы в избу. А затем уж после свадьбы сын ее спрашивает: «Мам, ты что же позоришь-то нас?». А она ему: «Я этой свадьбы ждала 20 лет! На такой праздник – все можно!».

Жалобы покойников
В Коржевке были записаны и различные рассказы о контакте с «иным миром». Чаще всего с умершими встречаются во сне, но бывают и контакты «наяву». К примеру, одна из жительниц Коржевки так сильно переживала по умершему мужу, что он стал являться ей «как живой», обедать с ней и даже – помогать по хозяйству. Ей посоветовали положить повсюду в доме кусочки ладана, чтобы «отвадить его», – «так он что: в печную трубу стал залазить!». По рассказам, умерший муж приходил до тех пор, пока не свел женщину с ума.
Будучи на местном кладбище, я обратил внимание, что на некоторых могилах дверцы в оградках полуоткрыты. Оказалось, что коржевцы не закрывают их специально.
– Одной приснилась умершая мать, говорит: «Что же вы все позакрывали? Я выйти не могу!».
Любопытно, что в Коржевке было принято на сорок дней после смерти подавать «тайну милостыньку»: вечером родственники умершего подкладывали своим соседям или односельчанам – “из тех, что победнее” – дрова, “жердочку” или же запускали им в огород курицу. По поверьям, поданная за покойника жердочка помогала ему перейти на «том свете» через некую реку.
– Снилось кому-то, что вот не подали жердь-то – и покойник никак не может эту реку перешагнуть! – говорит одна из наших собеседниц.
Трогателен и рассказ о том, что уехавшая односельчанка, которая умерла на чужбине, попросила во сне свою родственницу привезти ей на могилу горсть коржевской земли: «Анастасия Ивановна там, в Москве, умирает, и Валентина Васильевна видит сон: пришла мать и говорит: «Дочка, съезди в Коржевку, привези мне оттуда землицы!». И она приезжала сюда, брала отсюда землю…».
На мой взгляд, последний пример – прекрасная иллюстрация того, что выше было названо «ощущением родного пространства».

Окружение Коржевки
Не менее интересны и соседние села: мы успели побывать во время экспедиции в Чамзинке, Новосурске и Коноплянке.
В Коноплянке до сих пор рассказывают о затонувшем древнем городе Тальске (по другим версиям – поселке Краснотальском). На большие праздники, как уверяют жители, на месте бывшего поселения можно услышать колокольный звон, будто бы исходящий из-под земли.
Недалеко от Коноплянки в лесу располагается родник, в котором когда-то явилась икона святой Параскевы Пятницы. Еще несколько лет назад местные бабушки совершали туда крёстный ход на 9-ю пятницу после Пасхи; теперь же дорога туда совсем заросла…
А вот в соседнем Новосурске, как мы уже упоминали, нами была сделана запись варианта троичной песни, которая пелась при гадании на венках. Приведу только небольшой фрагмент из данного текста:
Как на этой на долинке,
На широкой луговинке,
На мягкой траве на лазоревой.
Там девчонки собирались,
На лугах цветочки они рвали –
Из разных цветов, из разных
цветов.
На венках девки гадали,
Венки в речку они
побросали…
Евгений Сафронов

Участники экспедиции выражают искреннюю благодарность главе администрации Инзенского района Александру Яшину, а также его заместителю – Алексею Филатову за активное содействие в организации поездки. Кроме того, мы глубоко признательны руководству Коржевской участковой больницы за гостеприимство.