После подписания Дмитрием Медведевым распоряжения о передаче в собственность Ульяновской области пяти зданий – памятников культурного наследия – по СМИ прокатилась возмущенная волна: «Ленинские места лишились федеральных денег». «СК» решил разобраться, а были ли у них эти деньги и в чем смысл документа.
Хозяина определяли 20 лет
Председатель областного комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев разъяснил, что в 1991 году Постановлением Верховного Совета РФ объекты историко-культурного наследия общероссийского значения были определены исключительно в государственную собственность – это коснулось довольно пространного списка памятников, расположенных в Ульяновской области. Но собственник их не был уточнен, и до последнего времени юридически все они были бесхозными, хотя и содержались на балансе области.
– Более чем в половине субъектов России процесс определения собственника завершен, а постановление правительства в отношении наших пяти памятников культурно-го наследия – лишь «первая ласточка» в этой работе в нашем регионе.
Документ дает нам основание предъявлять к собственникам требования по сохранению объектов культурного наследия.
От того, что эти здания не будут находиться в федеральной собственности, регион не проиграет, считает Хаутиев. С одной стороны, больше не придется рассчитывать на средства из госказны на их поддержание. С другой стороны, эксплуатация зданий, принадлежащих Российской Федерации, «опасна» тем, что областным и муниципальным учреждениям культуры может быть выставлена арендная плата, и тем, что Росимущество сможет использовать здания-памятники не по назначению, пустив в них более состоятельных арендаторов. А мы уже наблюдаем, как шикарные шубы вытесняют из Мемцентра искусство.
По предположению Хаутиева, в федеральной собственности будут находиться памятники Карамзину, Ленину, Карлу Марксу, здания Дворянского собрания, первой и третьей гимназий, музыкального училища на улице Гимова и другие.
Мемцентр как завод
В перечне объектов культурного наследия, чьим хозяином отныне является наш регион, – здания Ленинского мемориала и стоящих на его территории двух деревянных домиков, в одном из которых родился Ленин, а во втором до 1875 года жила семья Ульяновых. Также в списке Дом Языковых и Дом-памятник Гончарову, в котором располагаются Краеведческий и Художественный музеи. Горожане, бывающие там, видят сами: особых денег в последние тридцать лет здесь не было. Только в последние несколько лет область «вложилась» в культуру, да и то фрагментарно.
Лет пять назад нашли средства на реставрацию Дома Языковых, но результаты того ремонта вызывают только недоумение. Мало того, что никаких работ не проводилось ни в одном служебном помещении и научные сотрудники сидят в унылых некомфортных кабинетах, ремонт не доведен до конца даже в единственном красивом зале музея – так называемой голубой гостиной. За несколько лет с начала ремонта не нашлись средства на то, чтобы паркет лаком покрыть! Соседний зал остался в нетронутом состоянии вспучившийся паркет, стены в трещинах, протекающие потолки. Портреты на стенах стыдливо прикрывают оголившуюся штукатурку: краска падает со стен большими кусками. Впечатление от красивого фасада портится, стоит только открыть входную дверь: в маленьком «тамбуре» уже несколько лет живет плесень, а в дождливую погоду и в оттепели здесь откровенно льет.
Год назад реставрировали Художественный музей. Опять-таки на областные деньги. Причем, охватив практически весь второй этаж Домапамятника Гончарову, почему-то сэкономили на маленьком кабинете директора. И не прошло года после реставрации, как снова протек потолок в выставочном зале с потолком«фонарем»… Недолго находившийся в должности министра культуры Геннадий Журавлев обещал, что в 2012 году ремонт продолжится в помещениях Краеведческого музея. Но, видимо, в ближайшее время краеведам придется довольствоваться тем, что преобразился общий для обоих музеев вестибюль. Им, конечно, обещают построить новое здание, но исполнение этого обещания откладывается с 2007 года. Возглавлявший в течение многих лет Музей-мемориал Ленина, ныне замдиректора музея Валерий Перфилов сказал, что и Мемцентр не имел федерального финансирования: – Когда-то ленинские места хорошо поддерживались, а сейчас у государства другие приоритеты. Особенно сложным был период 1990-х годов, когда Мемориал был «ничьим». Сейчас же в России идет процесс упорядочивания, уточнения прав собственности на здания. Конечно, Мемцентр, как некий «заводик», нуждается в серьезной поддержке. Ведь это сложное инженерное сооружение с целой промышленной базой для «жизнедеятельности» – такого рода учреждений в России буквально по пальцам пересчитать. Говоря о реставрации здания в целом, мы называем сумму в 2 миллиарда рублей – конечно, это очень много. Как часто бывает, в своем Отечестве руки до всего не доходят. Поэтому мы, исходя из своих возможностей, вкладываем в здание заработанные нами средства, поддерживаем и другие здания, находящиеся в ведении Музея-мемориала. В конце сентября будем ремонтировать флигель, в котором родился Ленин, вложим деньги в энергохозяйство Домамузея Ленина. Работы ведутся не сразу в полном объеме, поэтому не так очевидны. Мы также рассчитываем на деньги из областного и федерального бюджетов. В следующем году надеемся получить средства на систему кондиционирования для Мемцентра.
Пытаемся попасть в федеральные программы – сейчас в них есть «послабления» для региональных учреждений культуры. Кстати, несмотря на смену приоритетов власти, в целом в мире интерес к фигуре Ленина остается большим. Сейчас к нам снова едут снимать очередной фильм о Ленине, а 14 сентября откроется посвященная ему выставка во Франции.
С точки зрения Москвы
«Памятники содержатся в хорошем состоянии», — заявил на днях в центральных СМИ директор департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры Владимир Цветнов, говоря о переданных Ульяновской области зданиях. Легко говорить об этом, находясь в тысяче километров от места действия. Но в сентябре этого года на Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры Цветнову придется лично убедиться в собственной неправоте.
Хотя сейчас в Мемцентре готовятся в лучшем виде принять участников съезда, скрыть огрехи аж на два миллиарда рублей вряд ли удастся: достаточно пройтись по «гуляющей» плитке под Мемцентром или побывать в Доме-музее Ленина с его частично подгнившими бревнами, почерневшей древесиной, потемневшими обоями…
Анна Школьная
Василий Лом
Не знаю, мне кажется город отлично справится с задачей
Паразит
Ну при грамотном управлении должен. А я смотрю в этом смысле все стремительно налаживается
Туров
Журналисты, что за ужас. По заголовку статьи видно не новость, а то, что в голове у автора. Курьер, вы что, с зоны журналистов выписываете??
Pilsonis
а я считаю, что хоть и в самом лучше стиле статья написана, но товарищи из газеты правы – у нас поддержанием памятников не занимаются так, как положено! вот взять хотя бы музей современного искусства имени Пластова, что на улице Толстого, напротив ФСБ и рядом со штаб квартирой Единой России. Да на него без слез не взглянешь! ограда – рассыпается на глазах, со здания кусками падает штукатурка и обрушаются декоративные элементы. Неужели господам из ЕР не стыдно на такое смотреть каждый день? По-моему если они из своей “скромной” зарплаты выделят каждый по 10%, то можно будет шикарный ремонт сделать. Да и господа не обеднеют. Неужто жаба душит? Или Мемцентр – ну смешно же, когда вместо мраморной облицовки натянута пленка с имитацией мрамора. Да и само здание не в самом лучшем виде – отваливаются плитки, например. По-моему, давно пора наше правительство пересадить на общественный транспорт и приучить к пешим прогулкам, благо наш город известен как город пешего туризма. А на вырученные от продажи шикарных авто, сэкономленные на бензине и водителях деньги сделать приличные ремонты. И городу польза, и правительству наука. Заодно узнают многое о проблемах транспорта.