Вернуться в число ведущих авиационных держав мира не удастся.
Выдержит ли наша авиапромышленность конкуренцию с западными фирмами? Сумеет ли она создать гиперзвуковой пассажирский самолет, который будет преодолевать расстояние от Москвы до Дальнего Востока за два-четыре часа? Каковы наиболее эффективные направления сотрудничества с иностранными партнерами в авиастроении? На эти и другие проблемные вопросы попытались найти ответы участники международного авиатранспортного форума «МАТФ-2012» в Ульяновске.
Перемены не за горами
Выступая на форуме, заместитель председателя российского правительства Дмитрий Рогозин особо отметил:
– Мы чувствуем, что стоим на пороге больших, серьезных и положительных изменений – подписания крупных контрактов о промышленном серийном производстве российских самолетов. Такая страна, как Российская Федерация, просто не может жить без собственных летательных аппаратов, военной и гражданской, крупнотоннажной и легкой авиации.
Действительно, на крупнейшем авиационном предприятии Ульяновска «Авиастар-СП» уже ждет первого полета новая машина Ил-476. Скоро она поднимется в небо. Пока же важно определить, как вообще построить работу, чтобы с нашего рынка постепенно вытеснить иностранную авиационную технику, заменяя ее современными российскими самолетами.
В ходе дискуссии на форуме замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь подчеркнул, что авиастроение – одна из наиболее капитало- и наукоемких отраслей промышленности. Поэтому для продвижения его продукции на мировой рынок надо в первую очередь расширять международную кооперацию, без которой оно просто не выживет. Сейчас даже ведущие мировые производители практически не занимаются проектированием и организацией выпуска воздушных судов нового поколения вне широкого разделения труда. Например, около 70 процентов комплектующих для «Боинга-787» поступают в США из-за рубежа.
Такая кооперация поможет, в частности, улучшить характеристики и потребительские свойства продукции за счет использования импортных комплектующих, привлечь инвестиции, увеличить число заказчиков за счет использования имиджа и влияния партнеров, провести технологическое переоснащение предприятий, приобрести опыт маркетинга и эксплуатации изделий, нарастить научный потенциал за счет участия в международных исследовательских программах.
В свою очередь и Дмитрий Рогозин заявил, что нельзя создать современный, конкурентоспособный самолет на станках «времен очаковских и покоренья Крыма». Впрочем, они и не могут быть иными, поскольку в течение десятков лет на предприятиях ничего не обновлялось. Поэтому нужно в сжатые сроки провести их модернизацию. Тогда через три года мы будем жить в другой стране, иметь другую промышленность. А пока никак не обойтись без внедрения зарубежного опыта и, повторим, международной кооперации.
Олег Фаличев
По материалам газеты «Военно-промышленный курьер»