К бедам сельхозтоваропроизводителей, помимо неурожая, добавилась еще одна запрет на перевозку продукции большегрузным транспортом по муниципальным и межрегиональным трассам. Чиновники введение ограничений объясняют необходимостью защищать дороги от разрушения, возмущенные фермеры грозят свернуть работу, предрекая серьезный рост цен на свою продукцию.

В прошлом году по программе модернизации парка сельхозтехники ульяновскими хозяйствами были приобретены в лизинг 50 «КамАЗов».

Однако позже выяснилось, что использовать их для перевозки грузов по дорогам общего пользования сельчане не могут. В результате без фуражного корма, который до этого доставлялся из поселка Кузоватово, остались все три ульяновские птицефабрики, расположенные в разных районах области. Также перебои возникли с доставкой сахарной свеклы на Цильнинский сахарный завод и у ОАО «Ульяновскхлебпром», перевозящего на большегрузах зерно. Со стороны сельхозтоваропроизводителей уже звучат тревожные прогнозы по возможному росту цен на продукцию. Дело в том, что в прошлом году вышло Постановление правительства РФ №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», согласно которому «КамАЗ», масса которого с грузом превышает семь тонн на ось, признается большегрузным транспортным средством.

– Минимальная грузоподъемность «КамАЗа» сегодня составляет 14 тонн. В соответствии с установленным порядком получается, что все грузовики этого класса по муниципальным и межрегиональным дорогам могут перемещаться только пустыми, а с грузом – только по проселочным дорогам, – говорит министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.

Движение большегрузов по дорогам общего пользования допускается, но только при наличии специального разрешения. Для его получения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем такой машины вреда, причиняемого трассам. Для нарушителей предусмотрены серьезные штрафы: для водителя – от 2 до 2,5 тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 400 до 500 тысяч рублей. Причем штрафы одинаковы как для гигантского предприятия, так и для крошечного фермерского хозяйства. По словам Александра Чепухина, каких-то укороченных сроков для рассмотрения заявлений от крестьян не предусмотрено.

– Эффективность и интенсивность сельскохозяйственного производства зависит от эффективности использования всех его ресурсов. О какой эффективности работы можно говорить при такой организации грузоперевозок? – сетует министр. Иной раз потеря десяти часов рабочего времени оборачивается для крестьянина угрозой потери всего урожая. Зачем государству создавать автомобили повышенной грузоподъемности, которые не могут эти грузы перевозить? Или зачем такие дороги, по которым нельзя перемещать грузы?

Дмитрий Минаев