Об этом информационному агентству Медиа 73» рассказала первый заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по культуре Елена Драпеко в рамках проходящего в Ульяновске 11 Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры.
– Елена Григорьевна, какие планируете получить результаты по итогам работы съезда?
– Для нас очень важно выяснить, действует или не действует тот или иной закон, помогают ли принятые нормативные акты охранять памятники или не помогают. Еще мы ждем предложений, потому как общественные объединения и государственные органы как раз являются инициаторами тех новшеств в законодательстве, которые мы вносим. Отмечу, глобальная задача депутатов — слышать потребности общества, ведь закон — это общественный договор. Пожелания, высказанные здесь, потом превратятся в законодательные нормы.
– Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему существования противоречий федеральных органов охраны и региональных, ведь не секрет, что они есть?
– Существует противоречие интересов федеральных и региональных органов в сфере обладания теми или иными полномочиями. В основном в том плане, кто будет принимать решение и на каком уровне. Федеральные органы во многом не доверяют региональным, поскольку считают, что последние очень подвержены влиянию региональных властей и поэтому недостаточно усердствуют в охране памятников. Да, действительно такое есть в некоторых регионах. В других же — сильные органы охраны, грамотные кадры, как у вас в Ульяновске, положительная практика. Таким регионам можно доверить принятие того или иного решения. Поэтому в целом ряде законов предусматриваем разный уровень принятия решений, т.е мы даем право субъектам самим распоряжаться финансами, которые мы выделяем, и решать, что сначала, что потом сохранять и реставрировать.
-Какие проблемы сегодня наиболее актуальны в плане охраны культурного наследия?
-Скажем так: страна большая, проблем очень много, и все мы собрались на съезд, чтобы их выслушать и решить.
Одна из самых главных проблем — сохранение памятников деревянного зодчества. Этому вопросу посвятили совещание в администрации президента несколько лет назад, правительство и Государственная дума активно занимаются им. Наша история связана с деревянным зодчеством. В других европейских странах существуют каменные памятники, которые относятся, к примеру, к 5-6 векам до н.э – там все сохраняется, а у нас образцов древней культуры практически не остается, потому как дерево подвержено гниению и быстро портится.
Вторая проблема связана с тем, что деревянные памятники стоят в центре исторических городов России, именно там, где нашему строительному комплексу при нынешнем строительном буме надо возводить многоэтажные элитные дома. В связи с этим горят по всей России наши деревянные особняки, церкви, горит наша история. В свое время, еще много десятилетий назад, при советской власти было принято решение свозить уникальные памятники в одно место и делать там целые комплексы, например, как Малые Корелы, как зона под Архангельском и в Новгороде. Там целый микрорайон домов объявляется заповедным и реставрируется, охраняется, становится украшением города, ради которого туда едут туристы. Но во многих районах у властей не хватает ни ума, ни характера. И этой проблемой наш комитет также занимается. Мы проводим слушания, советуемся людьми, собираем и выслушиваем иностранных специалистов, у кого есть аналогичные проблемы.
Мы регулярно смотрим периодику, выезжаем, чтобы изучать зарубежный опыт. Но главное то, что мы ратифицируем международные конвенции. После этого вносим серьезные поправки в российское законодательство об объектах культурного наследия, связанное с памятниками археологии.
Наталия Шишова