Отныне все покупатели автомобилей, произведенных или ввезенных в страну после 1 сентября 2012 года, должны внимательно следить, уплачен ли за них утилизационный сбор.
Новый вид платы уже вызвал подорожание иномарок.
С 1 сентября официально введен так называемый утилизационный сбор. 30 августа вышло Постановление правительства РФ №870, которым установлены базовые ставки, коэффициенты и формула расчета конечной суммы сбора на новые и подержанные автомобили. Новый сбор не касается купленных или растаможенных до 1 сентября машин. Он применяется только к автомобилям, которые впервые будут ставиться на учет в ГИБДД, и распространяется на новые и подержанные авто всех категорий. Утилизационный сбор обязаны платить все компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки.
Для людей, самостоятельно ввозящих легковые автомобили и регистрирующих их на себя, сбор составит 2000 рублей за новый автомобиль и 3000 рублей, если машине больше трех лет. Базовая ставка для предприятий гораздо выше: 20 тысяч рублей для легковых автомобилей. При этом окончательная сумма сбора высчитывается при умножении на коэффициент – чем старше и мощнее авто, тем он выше (для автомобиля с объемом двигателя до 1 литра – 0,86 для нового и 5,3 для авто старше трех лет, с объемом двигателя от 1 до 2 литров – соответственно 1,34 и 8,26, с объемом двигателя от 2 до 3 литров – 2,56 и 16,12, с объемом двигателя от 3 до 3,5 литра – 3,74 и 38,5, с объемом двигателя 3,5 литра и выше – 5,5 и 35,01). Специалисты уже рассчитали суммы сборов с конкретных иномарок. К примеру, за новую малолитражку Smart (1 литр) придется уплатить утилизационный сбор в размере 17,2 тысячи рублей, за трехлетку уже 106 тысяч рублей, за кроссовер Nissan Qachqai (1,6 литра) – 26,8 тысячи и 165,2 тысячи соответственно, за Toyota RAV4 (2,4 литра) – 51,2 тысячи и 322,4 тысячи рублей, за Mitsubishi Pajero (3,2 литра) – 69,4 тысячи и 570 тысяч рублей, для VW Touareg (4,2 литра) – 110 тысяч и 700,2 тысячи рублей.
По идее все эти огромные суммы должны платить производители и импортеры автомобилей, но не надо быть экономистом, чтобы предвидеть включение этих дополнительных сборов в конечную стоимость машин. И иномарки уже начали дорожать. Первыми стоимость своих машин подняло российское подразделение японского концерна Toyota Motor – c 1 сентября автомобили этой марки стали дороже на 0,5-1,7 процента. К примеру, наиболее популярная в России Toyota Corolla стала дороже на 13 тысяч рублей, а микроавтобус Hiace – сразу на 187 тысяч.
Причем свое решение автодилеры официально объяснили именно введением с 1 сентября утилизационных сборов. Не исключено, что вслед за «Тойотой» по тому же пути пойдут и другие представительства зарубежных автоконцернов.
Российские автопроизводители, включая автосборочные производства иностранных моделей на территории страны, от прямой уплаты утилизационных сборов освобождаются, но местным автозаводам поставили условие. Минпромторг обязал каждого российского автопроизводителя создавать пункты приема отработавших свое автомобилей в каждом городе с населением свыше 500 тысяч человек. Так что в Ульяновске должно появиться несколько десятков таких пунктов. За счет чего будут компенсироваться расходы на их работу? Правильно, за счет конечного потребителя.
С введением утилизационного сбора более внимательными стоит быть покупателям подержанных машин. Одним из первых вопросов, задаваемых продавцу, теперь должен стать такой: уплачен ли за машину утилизационный сбор?
Если это не было сделано после 1 сентября прежними владельцами, новому собственнику придется взять все расходы на себя. Кроме того, будущие покупатели авто должны обратить внимание, не были ли владельцами машин беженцы, вынужденные переселенцы, дипломаты и сотрудники международных организаций, а также жители Калининградской области. Они освобождены от сбора. Но при перепродаже таких машин обязанность по уплате автоматически будет переходить на нового владельца.
Стоит учесть, что без уплаты утилизационного сбора поставить машину на учет в ГИБДД будет невозможно и покупка авто может обернуться дополнительными непредвиденными расходами.
Взимание сбора возложено на Федеральную таможенную службу (ФТС). На таможнях должны быть вывешены специальные табло с указанием ставок и коэффициентов, эту же информацию можно узнать на сайте службы. При этом оплатить сбор можно как при таможенном оформлении автомобилей, так и позже, в любом банке. После выполнения этой процедуры таможенники выдают на руки таможенный приходный ордер и ставят отметку в паспорте транспортного средства. И зарегистрировать машину в ГИБДД можно будет только при наличии такой отметки.
Процедура уплаты сбора юридическими и физическими лицами ничем не отличается.
Вадим Пилюков