Когда в Ульяновске только задумались об открытии совместной выставки Мартироса Сарьяна и Аркадия Пластова, ее организаторы столкнулись с неизбежной трудностью – картины армянского живописца нужно было везти из Еревана, а провоз подлинников через границу всегда совмещен с множеством сложностей. Но после долгих переговоров их все-таки удалось уладить, и 13 сентября картины Сарьяна прибыли в Ульяновск. Оформлением экспозиции занялись внучка художника Софья и его правнук Давид.
– Дедушки не стало, когда мне было всего пять месяцев, – рассказывает Софья Сарьян, – но у меня сохранилась наша совместная фотография, которой я очень дорожу.
О своем знаменитом предке она знает больше, чем любой искусствовед, и теперь, расставляя картины в ульяновском музее Пластова, охотно делится семейными воспоминаниями. По рассказам ее отца, Мартирос Сарьян был отличным семьянином и, несмотря на многочисленные государственные награды, оставался очень скромным человеком. При жизни художника вход в его дом-музей был бесплатным для всех желающих, и он недоумевал – разве может быть иначе, ведь его искусство – для людей.
В Ульяновск из музея Сарьяна привезли 10 картин, которые охватывают почти все периоды жизни художника. В их числе – одна из самых ранних работ, написанная в 1908 году, и его последняя картина, которую он закончил в 1972 году в возрасте 89 лет, а также портреты, пейзажи и натюрморты.
Совместная выставка художников задумана не случайно – на протяжении долгих лет их связывала крепкая дружба, которая нашла отражение в их творчестве. Мартирос Сарьян учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда чуть позже поступил и Аркадий Пластов. Эта школа научила их видеть и познавать жизнь, выражаться ярким и самобытным языком искусства.
Первыми, кто заметил и поддержал талант Сарьяна, были его учителя Валентин Серов и Константин Коровин. В 1910 году по рекомендации Серова полотна армянского живописца были приобретены для коллекции Третьяковской галереи.
– Это было знаком признания молодого художника, – отмечает Софья Сарьян. – Он был окрылен, создавал работы такой художественной силы, что его сравнивали с известными французскими мастерами – Гогеном, Матисом, Сезанном. Именно в этот период молодой Аркадий Пластов впервые встретился с Сарьяном, увидел его работы и был очень вдохновлен ими.
Заведующая музеем Пластова в Ульяновске Татьяна Верещагина рассказала, что открытие уникальной экспозиции состоится уже скоро – 27 сентября. Выставка «Пластов – Сарьян», займет центральное место в ассамблее «Пластовская осень» и, по мнению искусствоведов, откроет новую страницу в изучении наследия художников.
– При изучении биографий мы поразились параллельности их судеб, которые соединялись множеством тонких связей, – отметила Татьяна Верещагина. – Это касается их детства, учебы и даже смерти – оба они ушли из жизни практически одновременно, в зените своего творческого совершенства.
Она добавила, что вся выставка будет выстроена на параллелях: например, рядом с картиной нашего земляка «Костер в поле» расположат картину Сарьяна «Дары склонов Арагаца». У Пластова на картине изображена огромная гора картошки, которую сам художник называл «перламутровыми плодами земли». Также мощно, ярко, в духе московской школы живописи написано полотно Сарьяна, где на фоне гор изображена огромная груда сочных ярких плодов.
– Такие параллели будут делать выставку интересной, нешаблонной, – считает заведующая музеем.
Пластовскую часть экспозиции составят 15 полотен. Завтра из Москвы картины привезет внук художника Николай Пластов, который также примет участие в оформлении выставки.
Анастасия Гайнутдинова