Станислав Смирнов
«Мы не диаспора, а один из народов России» — эти слова звучали рефреном на завершившемся в Ульяновске Международном форуме «Россия — российские немцы — Германия».

Масштаб культурно-делового форума заведомо выходил за рамки регионального. Современные проблемы российских немцев обсуждали посланцы из многих уголков страны — от Москвы и Уфы до Барнаула и Томска, представители официальных, культурных и деловых кругов Федеративной республики Германии. Форум приурочили к 250-летию массового переселения немцев в Поволжье.

Русский Фриц
Выходцы из Германии приезжали к нам и задолго до исторического Указа от 4 декабря 1762 года. Русские государи охотно приглашали на службу образованных немцев. При Иване III и Иване Грозном это были оружейные мастера, инженеры, медики. Со временем в городах возникали немецкие улицы и слободы, где проживали купцы, ремесленники, фармацевты. Указ Екатерины II «О позволении иностранцам селиться в России» положил начало массовой немецкой иммиграции. В Любеке десятки тысяч гансов и фрицев с семьями грузились на корабли и плыли в Петербург, а оттуда водным путем добирались до Волги. Колонистам давали российское подданство, земельные наделы в 30 десятин, разные льготы. К 1913 году число русских немцев достигло 2,4 млн человек.

Хочу на Запад!
В XХ веке эта численность претерпевала резкие колебания, вызванные мировыми войнами, репрессиями 1930-х годов, сталинской депортацией в Среднюю Азию и Сибирь в начале войны и, наконец, массовым оттоком на историческую родину, грянувшим в горбачевскую оттепель. Прибывший на форум в Ульяновск посол Ульрих Бранденбург сообщил, что в Германию тогда эмигрировало 2,5 млн русских немцев. Сегодня в России соотечественников с немецкими корнями менее полумиллиона, около 7000 проживают в Ульяновской области. Это значительно меньше, чем, скажем, на Алтае, но достаточно, чтобы играть заметную роль в экономической и культурной жизни региона.

Партнер № 1
Официальная часть форума и ключевой круглый стол прошли 10 сентября в музее Гончарова. Прибыли губернатор Сергей Морозов с областными министрами, депутатами, федеральными чиновниками, посол герр Бранденбург и другие немецкие гости, представители бизнеса и российско-немецких сообществ из регионов. Выступивший с речью глава Ульяновской области заявил: «Германия для нас — партнер номер один». Сказано это было не ради красного словца. В привлечении инвестиций ульяновцы делают ставку именно на ФРГ с ее мощным технологическим потенциалом. Германский капитал чувствует себя вольготно в регионе — к обоюдной выгоде. Модератор круглого стола Карстен Хайнц не уставал говорить о резервах сотрудничества в сфере экономики, науки, образования. О достигнутом свидетельствует такой факт: в Ульяновском госуниверситете действует совместный факультет, который выдает выпускникам два диплома, российский и немецкий.

Дай руку, друг!
На форуме прозвучало: на протяжении последних 1000 лет наши страны враждовали друг с другом в общей сложности 22 года — в остальном были союзниками и партнерами. История, с одной стороны, и феномен российских немцев — с другой стали объединяющими и стимулирующими факторами в сотрудничестве Симбирского края (и шире — России) с Германией.

Форум в Ульяновске послужил местом мозгового штурма для решения многих проблем. Состоялись круглые столы по вопросам миграционной политики, обмена опытом в сфере средств массовой информации, включая печатные органы национально-культурных автономий, по партнерству в бизнесе, городам-побратимам. На пленарном заседании губернатор Сергей Морозов предложил провести в 2013 году большой российско-германский форум с приглашением Президента России и канцлера Германии. У немецких гостей идея вызвала живой интерес.

Кстати
Германия и для Нижегородчины главный партнер. По взаимному товарообороту немцы занимают первое место среди стран дальнего зарубежья. В регионе успешно работают компании с германским капиталом, в Нижнем, Арзамасе, Дзержинске реализуется немало крупных инвестиционных проектов. Нижегородских немцев не так много, по последней переписи, таковыми назвались около 1200 человек, однако, по данным председателя общества российских немцев «Единство» Анатолия Кеслера, их не менее 2000.