МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Плагиатом при написании курсовых и дипломных работ занимаются почти все российские студенты.
На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев озаботился проблемой плагиата в отечественных вузах. По мнению премьера, львиная доля студентов не готовят курсовые и дипломные работы самостоятельно, а воруют их. Списывание в свою очередь приводит к потере интереса к учебе, заключил глава правительства, призвав бороться с интеллектуальным воровством при помощи современных технологий. Социологи подтверждают: хотя бы раз плагиатом занимались почти все нынешние российские студенты. По мнению экспертов, свести списывание работ к минимуму смогут только требовательные преподаватели.
Современные технологии не только сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек и научных центров, но и позволили «беззастенчиво воровать чужие работы», заявил Дмитрий Медведев, обсуждая проблему научного плагиата. Для борьбы со скачиванием из Интернета чужих курсовых и дипломных работ премьер предложил размещать все сданные работы в Сети, а затем все сдаваемые проверять в автоматическом режиме. «Это гарантирует и защиту авторских прав, кстати, начинающих исследователей. А благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы», – отметил Медведев.
Согласно результатам одного из соцопросов, в регулярном воровстве чужих работ признались 15% студентов и еще 60% сообщили, что делали это за время учебы хотя бы раз. Курсовые и дипломы либо скачивают с интернет-сайтов (как платных, так и бесплатных), либо выпрашивают или покупают в другом вузе, чтобы снова сдать эту же работу уже в своем. Популярен также «частичный» плагиат, когда студент создает свою работу из кусков чужих. Опрошенные «НИ» преподаватели вузов подтверждают, что им регулярно пытаются сдать скачанные из Интернета работы, причем из года в год одни и те же, а нередко одинаковую курсовую приносят сразу несколько студентов одной группы. Преподаватели также признают, что распознать все случаи плагиата не в силах, и не исключают, что какую-то часть списанных работ приняли за настоящие. Борьбу со студенческим плагиатом осложняет то, что от студентов требуют не уникальных открытий, а умения работать с уже имеющимся материалом, поясняет «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. По его словам, списать чужое, а не сочинять свое студенты стремились и до появления Интернета и победить плагиат можно будет только тогда, когда студентам станет «противно скачивать чужие работы».
Плагиат поощряют некомпетентные преподаватели, заявил «НИ» первый проректор Международной академии бизнеса и новых технологий Сергей Разумов: «Во-первых, преподаватели в своей деятельности должны обязательно пользоваться доступными на сегодняшний день технологиями антиплагиата, а во-вторых, не секрет, что в погоне за часами многие вузовские преподаватели набирают колоссальную нагрузку, и в итоге у них попросту нет возможности индивидуализировать работу со студентами». По словам Сергея Разумова, в его учебном заведении все студенческие работы в обязательном порядке публикуются на внутреннем сайте вуза: «Таким образом, любой плагиат сразу становится заметным, поэтому мало кто рискнет в открытую заниматься воровством».
Скачивание из Интернета чужих работ может быть полезным, говорит «НИ» преподаватель Ульяновского государственного университета Ирина Ильина: «Добропорядочный студент не будет механически передирать найденную работу, а обратит внимание, например, на использованный в работе список литературы». В том же, что работы сдают в том виде, в каком их скачали, по мнению г-жи Ильиной, виноваты преподаватели: «Надо давать студентам уникальные задания, которые просто невозможно обнаружить в открытых источниках».
Однако идею премьера о создании единой базы студенческих работ Ирина Ильина считает «абсолютно бестолковой», так как любую программу по выявлению плагиата можно обмануть. Особенно если переставить в тексте слова или умышленно совершить орфографические ошибки.
Поэтому звучат и другие, прямо противоположные предложения: убрать из Интернета базы студенческих работ. «Вся проблема – в появлении Интернета. Нужно закрыть доступ к сайтам, где выставлены рефераты, курсовые и дипломы», – утверждает в беседе с «НИ» один из студенческих активистов Артур Сирачев. Тем более что статья 1257 Гражданского кодекса РФ относит к объектам авторского права в том числе и студенческие научные работы, которые без разрешения автора использовать нельзя. Хотя примеров судебных тяжб, связанных с отстаиванием студентами своих авторских прав на диплом или курсовую, «НИ» отыскать не удалось.
Ситуация со списыванием рефератов, курсовых и дипломных работ в последние годы приняла угрожающие масштабы, однако далеко не всегда в этом виноваты сами обучаемые, полагает в беседе с «НИ» председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак: «Очень часто студенты просто не умеют делать такие работы, поскольку никто их этому не учил. Эта ситуация напоминает мне уроки изобразительного искусства в школе, где учитель просит детей нарисовать птичку или домик, однако рисовать их не учит. В итоге дети делают все интуитивно, по наитию». По этой причине, заключает г-н Казак, студенты вынуждены либо воровать курсовые и дипломные из Интернета, либо покупать работы, сделанные на заказ. К тому же «сейчас за воровство чужой работы не наступает никакой ответственности», и «если своровал один раз, но не заметили, то можешь своровать снова, вдруг прокатит».
У наших студентов отсутствует культура работы с информацией, и многие используют чужие работы не потому, что они непорядочные люди, а поскольку не всегда считают это серьезным проступком, добавляет проректор Международной академии бизнеса и новых технологий Сергей Разумов: «Уверен, что для любого честного человека легче сделать ссылку на работу другого автора, нежели выдавать ее за свою. Поэтому необходимо повышать уровень информационной культуры студентов, вводить соответствующие учебные дис-циплины».
Преподаватели, с которыми удалось пообщаться «НИ», в свою очередь, сетуют на низкий уровень подготовки современных студентов. «Многие из обучающихся даже забывают поменять титульные листы, некоторые просто не читают то, что скачали из Интернета. Бывали случаи, когда в середине текста вдруг обнаруживалась нецензурная брань – студенту просто было лень прочитать то, что скачал. У огромной части нынешнего студенчества сложилось искаженное представление об образовании – дескать, для того чтобы получить хорошую оценку или защитить диплом, достаточно тупо скачать работу», – признался «НИ» преподаватель одного из столичных государственных вузов.
Hermes
Артурчик Артурчик…
своими высказываниями твои младшие братья студенты просто возненавидят тебя :) и сделают -100500 к карме.
Вот везде пиарится…. подкину тебе идейку – попрошайки в городе. Займись ей, а?
препод
Кто нибудь заглядывал в нагрузку преподу? Есть там часы на проверку письменных работ? Нет. Максимум что есть часы за научное руководство. А возьмем, к примеру, зачет после поточных лекций. Студентов 120 шт, на зачет выделяется 28 академ часов, т.е. 21 час реального времени. 21/120=10 мин. зо сек. Минус час на подготовку на каждую группу (3-5 ч) в итоге получается, что препод за меньше чем 6-7 минут должен оценить уровень знаний. Если кто то из студентов не сдает зачет, то время пересдачи не оплачивается. Вот такие пирожки с д… .
zzz
Берут пример со луноликого
Алкоголезависимый
Во первых, наплевательское отношение к учебе напрямую связано с отношением работодателя к выпукнику. НУЖЕН ДИПЛОМ. Впариваешь ли ты холодильники, продаешь страховки, сидишь на тупой операции в Excel, составляешь стандартные договора – все равно нужен диплом, любой. Студент получает его для работодателя, не для себя. Это современные реалии. Во вторых. Лично “лепил” диплом по юриспруденции из нескольких других. Надо было обновить сноски, сделать более поздние из последних источников. Знаете, что делал? Брал кусок фразы из сноски. Из книги за 99 год. Копировал в Консультант, поисковик. Получал статью какого нибудь мега доктора наук, датируемую 2011 годом. При том учебник 99 не за его авторством. Так прокатывало по 90% всех ссылок. Что хотим от студентов?
раммштайн
да, интересная информация…
Вот интересно…
Нашему премьеру, наверное, больше делать нечего, как озаботиться плагиатом… В такие условия и преподов и студентов поставили, что времени даже на плагиатство нет… Студет вместо учебы вынужден работать, как правило не по специальности, а где придется… Кандидат наук на ставку в Вузе получает максимум десятку… вот и хватают преподы часы, а здоровья и сил отрабатывать их нет… попробуйте- ка пообщаться с современной молодежью каждый божий день…
Любознательный
А вот мне интересно, что будет с губернаторами с научной степенью, если выяснится, что их негры при написании кандидатских сплагиатили?