Студентов и школьников учили собирать двигатели, творчески подходить к стандартам и работать в команде
Более ста молодых людей прошли обучение на Ульяновском моторном заводе в рамках недели машиностроения. Ребята ознакомились с историей завода, посмотрели, как собираются моторы, прошли тренинги на умение работать в команде, действовать быстро и мыслить нестандартно. Неделя была организована министерствами промышленности и образования области.
Руководство завода отмечает, что они сами инициировали столь плотную работу с молодежью, потому что заинтересованы в проф-ориентации новых кадров. В течение трех дней группы студентов из профессионального училища № 31, Ульяновского техникума железнодорожного транспорта, Ульяновского педагогического колледжа и школьников из 31-й, 46-й и 48-й школ обучили по программе, которую проходят все сотрудники при поступлении на завод. «Мы поняли, что заинтересовывать молодых надо с самого первого курса, а лучше, когда они еще не поступили», – говорит директор по персоналу УМЗ Юрий Азбукин. – То есть закидывать удочку за 5-7 лет заранее. На сегодняшний день персонала хватает. Но мы думаем о завтрашнем дне. Мы надеемся на рост объемов производства – тогда нам понадобятся новые кадры».
Сильнее всего ребят впечатлил процесс сборки моторов: как из груды железа постепенно получается двигатель, который на конечном этапе заводится. Большая часть обучения была посвящена тренингам: увлекательным, но, на первый взгляд, не связанным с производством. Например, тест на стереотипность мышления: ребятам демонстрировали фотографии, и они должны были угадать, человек какой профессии и какого типа на них изображен. Или решить такую компьютерную задачку: перевезти с одного берега на другой людей, соблюдая определенные условия. Следующий тренинг предлагал найти способ выжить в пустыне, еще один – сложить майку в одно касание и на скорость накрутить шпагат на шпильки. Руководитель учебного центра УМЗ Николай Гусев пояснил, что это – не просто игры: «На предприятии 656 рабочих мест, каждое стандартизировано, и в инструкциях действия расписаны посекундно. Допустим, взял деталь – 6 секунд. А как ее взять: одной рукой, двумя? А может, взять две детали, а может, три? Как получится быстрее? На таких тренингах мы объясняем, что даже при решении типовых задач нужно думать неординарно. Учим работать в команде. Ведь завод – это огромный механизм, где важна слаженная работа всех винтиков».
В последний день обучения со «студентами» встретились и.о. генерального директора завода Михаил Гайворовский и министр промышленности и транспорта региона Андрей Тюрин. Они рассказали молодым людям о преимуществах работы на заводе, ответили на все интересующие вопросы. «Я начинал свою карьеру с работы на УАЗе, это огромный опыт, – говорит Андрей Тюрин. – Раньше молодежи было проще: с первого курса студент шел стажироваться на завод и точно знал, что это станет его рабочим местом. Государство определяло, устраивало. Сейчас рынок изменил нашу жизнь, в том числе систему образования и профориентации. Часто молодой специалист чувствует себя ненужным, потому что испытывает сложности с трудоустройством».
Министр отметил, что именно поэтому сегодня правительство старается поддержать молодых специалистов и работает над политикой профориентации молодежи. В частности, организует подобную практику на заводах. Приоритет отдается техническим специальностям, потому что в первую очередь на промышленность опираются экономики региона и страны. Кстати, со следующего года каждый молодой специалист, проработавший на одном областном предприятии более трех лет, получит премию в размере 80 тысяч рублей.
Екатерина Шепелева