В Ульяновской области, благодаря изменениям в налоговое законодательство, расширены льготы инвесторам. Теперь наш регион выглядит намного привлекательнее для серьезного бизнеса, желающего вкладывать средства в российскую экономику, и конкурентоспособнее в усиливающейся борьбе субъектов РФ за потенциальных инвесторов.
Тем не менее вокруг областных законопроектов, усиливающих поддержку инвесторов, разгорелись нешуточные споры – и на стадии разработки, и при обсуждении в Законодательном Собрании. Налоговые льготы, с одной стороны, помогают развитию предприятий, а с другой, на какое-то время лишают региональную казну дополнительных доходов, которые могли бы в нее с этих предприятий поступать. А ведь нужно и дороги ремонтировать, и медицинское обслуживание развивать, и школы содержать, и решать проблему с дефицитом мест в детсадах – это и многое другое делается на бюджетные деньги, складывающиеся из налоговых поступлений. К тому же кроме уже действовавших в Ульяновской области налоговых льгот организации, реализовавшие в нашем регионе особо значимый инвестиционный проект, имеют право получать в течение восьми лет субсидии из областного бюджета. Не слишком ли густо? Со всем этим требовалось разобраться.
Как обогнать соседей?
На рассмотрение областного Законодательного Собрания были представлены поправки в три закона – «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», «О транспортном налоге в Ульяновской области», «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков». Они предусматривали дополнительные налоговые льготы для инвесторов, реализовавших в регионе особо значимые инвестпроекты.
Освобождать проекты, имеющие такой статус, от налога на имущество было предложено не на восемь, как сейчас, а на десять лет. По окончании этого периода ставка налога на имущество должна составлять 1,1 процента еще в течение пяти лет.
Действие нулевой ставки транспортного налога для особо значимых инвестпроектов также продлевается с восьми до десяти лет.
Изменения порядка уплаты налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в обл-бюджет, касаются двух категорий плательщиков. Для статусных инвестпроектов действие пониженной ставки налога в 13,5 процента продлевается с восьми до 15 лет, после чего, по расчетам разработчиков, облбюджет должен ежегодно пополняться на 263,3 млн рублей от новых предприятий.
Резидентов портовой особой экономической зоны, создаваемой в Чердаклинском районе, было предложено полностью освободить от налога на прибыль на десять лет.
Расширение налоговых льгот для инвесторов в Ульяновской области аргументировалось необходимостью повысить привлекательность наших мер поддержки по сравнению с соседними регионами – особенно с Татарстаном и Самарской областью, где производственные особые экономические зоны (в Елабуге и Тольятти) выглядят все заманчивее для вложения капитала. К тому же они имеют набор федеральных мер поддержки. А целевая аудитория инвесторов у Татарстана и Самары во многом совпадает с Ульяновской областью.
Доводы правительства убедили
Свои доводы в пользу дополнительных льгот в областном налоговом законодательстве представил министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин. Для примера он взял инвестиционный проект с объемом вложений в 1,5 млрд рублей и рассмотрел его продвижение в Ульяновской области и в Елабуге:
– При реализации такого проекта в Ульяновской области по действующему законодательству выгода инвестора от налоговых льгот составит за восемь лет около 600 млн рублей. В Елабуге по законам Республики Татарстан -более миллиарда рублей. Почти двойная разница по эффективности получается. Соответственно, инвестор будет принимать решение о том, куда прийти, руководствуясь в первую очередь экономическими параметрами. Если же мы примем меры, предлагаемые поправками в наши законы – дополнительно заинтересуем инвестора, выровняем уровень господдержки с соседями по срокам, сделаем небольшой шаг вперед, компенсируя федеральную поддержку, которую не можем использовать, – тогда общая налоговая выгода для названного инвестпроекта в Ульяновской области поднимется с 600 до 900 млн рублей. Тоже меньше, чем в Татарстане, но уже сопоставимо. Остальное будем добирать инфраструктурой и механизмом сопровождения инвесторов. Предоставляя новым предприятиям более обширный пакет господдержки, – а это общая тенденция на российском рынке, – мы сначала от них напрямую не получаем ничего: серьезная отдача – дело будущего, когда они крепко встанут на ноги. Хотя определенная выгода для экономики Ульяновской области наступит сразу. Во-первых, увеличатся объемы строительно-монтажных работ, ведь к реализации инвестпроекта обязательно подключатся строительные компании региона. Во-вторых, будут создаваться новые рабочие места, что важно -хорошо оплачиваемые, а это смягчит проблему занятости населения и даст прибавку в облбюджет в виде налога на доходы физических лиц. В-третьих, вокруг каждого серьезного инвестпроекта появляется группа малых предприятий, необходимых для его деятельности, -включается так называемый аутсорсинг. Мы подсчитали, что каждый полуторамиллиардный инвестпроект при новой системе льгот в Ульяновской области способен уже на ранней стадии привлечь в оборот экономики региона дополнительно около 300 млн рублей, а в дальнейшем принесет солидные налоговые поступления. Если же мы откажемся от конкурентной борьбы за инвестора, не примем пакет поправок, то не получим вообще ничего.
И все-таки вопрос о расширении налоговых льгот был обоюдоострым. Даже во фракции коммунистов ЗС взгляды на проблему различались. Депутат Вячеслав Алексейчик счел своим долгом предупредить коллег:
– Борьба за инвестора нужна, но она ведется на уровне демпинга. Налоговые льготы на 10-15 лет – это кабальные условия для регионов. Такие существуют только в Африке. Мы оказались в ситуации, когда наше государство не имеет нормальной политики по привлечению инвестиций. Ведь инвесторы – это и нагрузка на регион: потребуются дополнительные лимиты по газу, электричеству. А что касается светлого будущего от инвесторов, получивших льготы, то его ждать, как второго пришествия.
Лидер коммунистов в ЗС Александр Крутиков решил опереться при принятии решения на экспертное мнение министра Смекалина, спросив его напрямую о необходимости поправок.
– Благодаря принятым два-три года назад решениям мы привлекли в регион около 15 крупных компаний с общим объемом инвестиций более миллиарда долларов, – ответил Смекалин. – Сейчас все признают, что Ульяновская область привлекательна для инвесторов. Если не сделаем еще шаг вперед, рискуем потерять эти позиции, потерять не только потенциальных инвесторов, но и ряд существующих, которые начинают рассматривать для своего дальнейшего развития соседние регионы – пока более выгодные в экономическом плане.
Доводы убедили. Присутствовавшие в зале заседаний депутаты ЗС единогласно одобрили предложенные поправки.
Особое мнение Счетной палаты
Свою лепту в дискуссию внесла Счетная палата Ульяновской области. Кроме налоговых льгот организации, реализовавшие в регионе особо значимый инвестпроект, в течение восьми лет после этого получают субсидии из облбюджета, соответствующие суммам налогов, фактически уплаченным в бюджет. Ничего подобного нет ни в Самаре, ни в Татарстане. Поэтому еще на стадии разработки поправок в областное налоговое законодательство Счетная палата настаивала на отказе от механизма субсидирования инвесторов, ограничившись налоговыми льготами, тем более что их предполагалось расширить.
На заседании ЗС председатель Счетной палаты Игорь Егоров заявил, что сейчас разногласий нет: облправительство в ближайшей перспективе, после расширения налоговых льгот, обещало вернуться к вопросу субсидирования инвесторов, чтобы отказаться от субсидий по суммам налога на доходы физических лиц. Значит, в вопросе поддержки инвесторов поставлена не точка, а многоточие. Работа должна продолжаться – с пользой для ульяновской экономики и областной казны.
Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.