Валерий РОМАНОВ – ученый “два в одном”. Заведующий отделением ускоренной подготовки, профессор кафедры теории и истории государства и права, обладатель докторской степени по истории, кандидатской по юриспруденции, один из самых опытных и ярких преподавателей юридического факультета УлГУ.

– Валерий Васильевич, недавно вы отметили юбилей. Оглядываясь назад, что вспоминаете в первую очередь?

– Я родился в сибирской деревне, в детстве с родителями переехал в Ульяновскую область. Мама по профессии учитель начальных классов, свыше 45 лет проработала в школе, отец трудился в сфере автомобильного транспорта. Я с ранних лет интересовался историей – соответствующую специальность получил в педагогическом институте. После армии работал на автозаводе, младшим научным сотрудником в музее-заповеднике “Ульяновск – родина Ленина”. После открытия филиала МГУ в Ульяновске профессор Дмитрий Степанович Точеный пригласил меня лаборантом на кафедру марксизма-ленинизма. Помню, был очень рад этому событию. Через год уехал в аспирантуру Казанского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию и вернулся обратно уже в качестве преподавателя. Получил второе высшее, юридическое, образование, а позже защитил в Москве вторую кандидатскую диссертацию – по юриспруденции. Четыре года назад стал доктором исторических наук.

– Кому вы более всего обязаны своими достижениями в научной сфере?

– Окружающим меня людям и своему желанию учиться – это мне, видимо, досталось от бабушки: ее любимым занятием даже в старости было чтение. Наверное, мне в жизни повезло, на разных этапах на пути познания встречались профессионалы высокого уровня и одновременно крайне добрые люди, которые вложили в меня часть своих знаний, умений, души.

– Вы всегда стремились учиться. Как относитесь к мнению, что у нас в стране слишком много людей, имеющих высшее образование?

– Не могу его разделить. Рост образовательного уровня населения – тенденция, характерная для всех развитых стран мира, в некоторых получившая законодательное оформление. Я думаю, чем выше уровень образования человека, тем выше его производительность труда, и не зависимо от профессии – у него больше шансов адаптироваться в динамически изменяющихся условиях существования нашего общества, рынка труда. Когда говорят, что стране нужны рабочие, у некоторых это ассоциируется с профессиями ПТУ прошлого века – штамповщик, станочник, кузнец…Но жизненно необходимая нам высокая производительность труда неизбежно связана с использованием современной техники, технологий, которые требуют качественно иного уровня подготовки и по иным специальностям. Поэтому, думается, в первую очередь обществу и государству важно обратить внимание не на количество лиц, получивших высшее образование, а на качество и уровень подготовки во всех вузах страны.

– Как вы относитесь к тому, что юристов сейчас готовит едва ли не каждый вуз и количество выпускников с дипломом юриста вызывает у общества недоумение?

– Есть выражение “Косцов много, да жатву делать некому”. Выпускников вузов по специальности “Юриспруденция” немало, но юристов не хватает. Во-первых, часть из них имеет уровень подготовки, не соответствующий требованиям. Во-вторых, работодатели требуют опыт, а где его возьмет вчерашний студент? Сейчас общество и работодатель ожидают получить из вуза чудо-юриста, который одинаково готов работать в любой отрасли права. Однако мы не ждем универсальных врачей – у них есть специализация…Очевидно, современная реформа подготовки юристов должна идти и в этом направлении. Низкая правовая культура населения, возрастающие требования к качеству функционирования государства (в частности, принятия решений), развитие бизнеса – все это диктует необходимость большого количества дипломированных правоведов.

– Валерий Васильевич, о вашей строгости к студентам ходят легенды. Почему вам так непросто сдать экзамен?

– С божьей помощью все, кто хочет учиться и прилагает к этому усилия, сдают. За последние лет десять на дневном факультете не наберется и десятка лиц, которые не сдали экзамен – не мне, а комиссии с моим участием. Наши требования определяются программой курса и критериями, установленными в соответствующих нормативных актах. Я думаю, что данное мнение распространяется “горе-студентами”. Согласитесь, тру- дно сознаться родителям, что год не учился или не в состоянии выучить предмет… Поэтому, естественно, виноват “злой” преподаватель.

– За двадцать лет вашей преподавательской деятельности студенты изменились?

– Конечно, изменились, как и всегда менялись, – это нормальная характеристика жизни. В свое время я читал протоколы заседания ученого совета юридического факультета Казанского императорского университета начала ХХ века. Удивительно, но проблемы со студентами были почти те же, что и сейчас например, невысокая посещаемость занятий. Конечно, нынешние студенты отличаются от тех, что были 20 лет назад. Они не хуже и не лучше, просто – другие: выросли в другом обществе, кому повезло – с другими ценностями, кому нет – вообще без оных. Слава богу, сейчас проходит волна, когда вузы хотели превратить в фирмы по торговле знаниями. Я трудно себе представляю педагога, который бы прямо или косвенно не оказывал воспитательного воздействия на студентов – это может быть только робот. У нас сохранилась устоявшаяся система обучения и оценки, которая требует поиска знаний, логического мышления. Нынешних студентов в школе, увы, не учили мыслить логически, системно. Преподаватели должны помогать адаптироваться в вузе тем ребятам, которые хотят учиться.

Длительная работа в приемной комиссии привела меня к выводу, что надо по возможности максимально принимать абитуриентов в вуз. Часть детей в ситуации, сложившейся в современной школе, просто не в состоянии учиться, даже имея интеллектуальные данные для этого процесса. Поэтому смотреть на итоги обучения в школе достаточно рискованно.

– Знаю, что вы человек верующий…

– Да, перед моими глазами пример дедушки, который был искренне верующим человеком, он прожил 90 лет. Замечу, что я не знаю в христианстве ни одного принципа, неприемлемого для нормального человеческого общежития. Кстати, японцы считают самой эффективной экономику, основанную на моральных ценностях.

– Что вы считаете самым ценным приобретением в жизни?

– Как и многие – семью. Я женат на женщине, которой многим обязан. У меня замечательная дочь, пошла по моим стопам, учится на юридическом.

– Как вы отдыхаете?

– Люблю читать. Получаю удовольствие, находясь в кругу семьи. Благодаря жене и дочери дома целый зоопарк: собака, найденная осенью во дворе, три кошки – одна переехала с работы супруги и уже дала потомство, другую пожалела на улице дочь. Каждое воскресенье специально ходим на рынок закупать пищу этим полноправным членам семьи. Очевидно, на этом не остановимся – всех жалко…

– Чего желаете себе по случаю юбилея?

– Себе – в первую очередь здоровья. Хочется, чтобы дочь была счастлива и все у нее сложилось.

– В вашей жизни есть моменты, которые вы хотели бы изменить?

– Наверное, как и у всех – есть. Только в жизни все происходит безвозвратно, таково свойство времени. Человек не живет вчера и завтра, он живет сегодня и сейчас.

Ольга НИКОЛАЕВА