Обзор событий и прессы 1-6 октября. На первой неделе октября было много событий, о которых писалось на страницах Улпрессы, но только одно из них достойно нашего финального анализа как ввиду значимости самой новости, так и в связи с личностью ньюсмейкера. Пусть наш обзор одного события будет скромным подарком ко Дню рождения президента Владимира Путина и несоразмерной благодарностью за подарок, который он преподнёс нам накануне.
Обо всех главных новостях недели мы уже писали. Их продолжение пока не стоит подробного разбора – всего несколько слов.
Споры о статусе Клюквенного залива продолжаются. Всё идёт к тому, чтобы признать его частью Куйбышевского водохранилища. Сергей Галант доказывает с помощью документов совершенно обратное, хотя ему уже пора думать не о законности продажи залива, а о своей управленческой репутации и дальнейшей политической судьбе.
Информация о вырубках деревьев в Ульяновске обретает черты лавинообразного процесса. Топор подбирается к парку И.Н.Ульянова и насаждениям за Дворцом творчества молодёжи. Теперь любое строительство в городе будет начинаться с экологических скандалов. Классическая картина: «зелёные» и «зелень».
Продолжилось обсуждение итогов культурного форума. Всю конструктивную критику мы уже высказали, поэтому в качестве позитивного остатка процитируем Михаила Швыдкого: «Надо отдать должное ульяновскому губернатору С. И. Морозову, который последовательно и небезуспешно стремится превратить свою область в пространство творческих озарений». Достойная оценка.
В Ульяновске возможны не только озарения, но и божественные откровения. Будем ждать, как разрешится спор хозяйствующих структур в арбитражном суде по поводу церковной земли, приобретённой Сергеем Герасимовым. Хотелось бы узнать и порядок цифр компенсации нынешнему владельцу за купленную с нарушениями землю.
Итак, главной новостью стал визит в Ульяновск президента Владимира Путина, в присутствии которого был подписан контракт между Министерством обороны и Объединённой авиастроительной корпорацией на производство в Ульяновске 39 самолётов Ил-476. Сумма контракта – порядка ста сорока миллиардов рублей. Что это значит для Ульяновска? Рассмотрим новость с самых разных сторон.
ПолитикаВладимир Путин в качестве обновлённого национального лидера посещает Ульяновск уже второй раз за короткое время. Раньше первые лица нас не баловали своим вниманием. Это редкое для Ульяновска явление. В первый визит президент не привёз никаких подарков, во второй раз он с лихвой восполнил этот пробел.
Отметим, что и в первый и во второй раз Путин не встречается с губернатором, не проводит совместных встреч с главой региона и населением, ставших традиционными в последнее время. Президент даже не позволяет Сергею Морозову сидеть рядом с собой на совещаниях. Это вовсе не связано с отношением к ульяновскому губернатору: Путин не играет ни на повышение, ни на понижение его рейтинга. Скорее всего, президент летает в Ульяновск для того, чтобы решить проблемы с собственной популярностью.
Не ко Дню рождения будет сказано, но Ульяновская область отличается весьма низким рейтингом национального лидера. Комментарии ульяновцев к первому визиту красноречиво об этом говорили.
140 миллиардов, привезённых во второй заход, закономерно должны поразить воображение жителей города и области, особенно рабочих «Авиастара», новой социальной базы Путина. Раньше такие подарки получали только рабочие Тольятти и уральских заводов. Теперь все должны увидеть, как тезис о реиндустриализации за счёт военно-промышленного комплекса воплощается в жизнь. Миллиарды рублей должны отлиться в небывалый подъём патриотизма и любви к государственному лидеру.
ЭкономикаКак подмечают наблюдатели, 140 миллиардов рублей – это четыре с лишним бюджета Ульяновской области и больше половины годового валового продукта, который производят все её жители. Как ни крути, деньги Путина – это самые большие бюджетные инвестиции в экономику региона. Сумеет ли область «освоить» эти вложения?
Новый Ил-476 готовили с 2007 года, копируя документацию и переманивая кадры. Первый полёт показал, что на ульяновском заводе ещё могут осваивать производство новых моделей и поднимать их в небо. Инженеры и рабочие предприятия до последнего сомневались в том, что «изделие 476» сможет летать. Злые языки поговаривают даже, что пилотам за первый отрыв заплатили по несколько миллионов рублей, учитывая риск. И, прежде чем показать самолёт президенту, его заранее подняли, чтобы удостовериться наверняка, что машина не подведёт. И машина не подвела.
При этом никто не подозревал, что именно этот скромный экспонат недавнего авиатранспортного форума станет спасением для ульяновской авиаотрасли. Мы всё гордимся «Русланами», которые не производим, мы производим «тушки», которые никто не покупает. Очевидно, что нам нечего продавать, кроме Ил-476. Даже если сторонние заказы так и останутся красивыми словами, четыре десятка самолётов для Минобороны за несколько лет – это уже серьёзный прорыв для умирающего отечественного авиапрома.
Остаётся, правда, большой вопрос, сколько из озвученной суммы, которую получит ОАК, достанется непосредственно «Авиастару» и другим ульяновским предприятиям. Какой процент добавленной стоимости, помимо зарплаты рабочим, останется в регионе? Насколько будет локализовано производство Ил-476 на территории области и города? И когда окупятся все потуги сдать первый самолёт в 2014 году?
Имидж регионаДаже если деньги в основном пройдут мимо нас, за нами по праву закрепится бренд «Авиационной столицы России». Впервые за годы «столичности» губернатор Сергей Морозов смог, не кривя душой, написать: «Ульяновская область – на взлёт!». Полёт Ил-476 стал доказательством успешности губернаторского курса. Не струнный транспорт, конечно, но эмоции, действительно, переполняют. И даже записные критики режима вынуждены были поздравлять именно Морозова с подписанием контракта, потому что всем понятна его ключевая роль в соединении денег федерального бюджета и региона. Мы как-то уже подзабыли радость от окончания строительства моста, считая, что губернатор иссяк.
Между тем, Морозов всё чаще становится ньюсмейкером федерального уровня. Практически каждую неделю он выступает с инициативами на злободневные темы. Из последних – два его антиалкогольных предложения. Одно из них, касающееся раздельной продажи алкоголя, уже всерьёз обсуждается в Госдуме. Мы прогнозируем дальнейшее укрепление медийных позиций главы региона и рост его влияния как политика федерального уровня. Осталось только придумать, как конвертировать имидж губернатора в улучшение жизни ульяновцев.
Кадровый вопросВ связи с получением заказа возникает и вопрос кадрового обеспечения экономического рывка. Работники и бывшие работники авиазавода в один голос говорят, что былой кадровый потенциал безвозвратно утрачен. Официально была озвучена цифра в 3 тысячи рабочих, которые требуются дополнительно на предприятие. Совершенно ясно, что подготовить их силами существующего профобразования уже не получится. Альтернатива – ввоз рабочей силы из-за пределов региона, для чего, как объясняют федеральные СМИ, в Ульяновске будет построен целый новый микрорайон на 5 тысяч квартир. Но всем, кто видел, как строился авиационный комплекс и Новый город, понятно, что у современной власти нет и не будет таких мобилизационных ресурсов, которыми обладала советская власть.
Кадровый голод заметен даже на самом высоком управленческом уровне региона. На этой неделе официально было объявлено, что зампред Вильдан Зиннуров покидает правительство региона и уходит развивать авиационный кластер. Комментаторы, было, расценили это как «понижение» в должности, но они ошиблись, не зная ещё, какие значительные средства получит этот самый кластер. Во многом судьба «освоения» путинских миллиардов будет зависеть от Зиннурова.
Однако, с его уходом становится ещё больше вакантных мест в областной администрации. Желающих поучаствовать в конкурсе больше, чем достаточно, но качество претендентов оставляет желать лучшего. Иначе как расценить столь рьяное желание тысяч сограждан стать министром внутренней политики? На такую должность априори нельзя придти со стороны. Если претенденты этого не понимают, то нужно усомниться в их адекватности.
КоррупцияЕщё одной зоной риска для путинских миллиардов является всепроникающая системная коррупция. О громких делах по краже миллионов в разных сферах управления области мы слышим почти каждую неделю. Что значат эти жалкие миллионы по сравнению с миллиардами? Если посчитать стоимость одного самолёта, то получается больше 3,5 миллиардов рублей или порядка 113 миллионов долларов. По данным СМИ, авиаторы изначально требовали за каждый самолёт 3,7 миллиарда и рассчитывали на продажу 41 самолёта. После личных консультаций Анатолия Сердюкова и Михаила Погосяна, цена была снижена.
Получается, что в стоимость одной «птички» был заложен нехилый люфт в 200 миллионов рублей. Более того, создаваемый европейский аналог, о котором говорил на совещании в Ульяновске Владимир Путин, стоит на порядок дешевле – 70 миллионов долларов. Даже когда речь шла о новом производстве «Руслана» называлась цифра в 150 миллионов долларов за одну машину. Так что простор для всевозможных схем получения сверхприбыли при исполнении оборонного заказа по Ил-476, вероятно, имеется. И тут Дмитрию Рогозину, призванному следить за военными деньгами, нужен глаз да глаз.
ГеополитикаДмитрий Рогозин, находящийся в хороших отношениях с ульяновским губернатором, судя по всему, сыграл очень важную роль в получении Ульяновском крупного заказа. Сам он расценил событие как начало возрождения «русской авиации». Оговорка «русской» вместо «российской» не случайна. Дмитрий Олегович известен как сторонник патриотической риторики с имперским уклоном. Наблюдатели сразу заметили, что на совещании прозвучало сравнение ульяновских самолётов с «конкурентами», которые производят в Казани. Очевидно, что возрождение русской авиации должно начинаться именно в таком «имперском» регионе, как Ульяновская область. «Имперские» амбиции хорошо объясняют и то, зачем России нужны заказываемые военные транспортные самолёты.
Ещё более хорошо видны геополитические резоны в путинских вложениях на фоне недовольства созданием «базы НАТО». На неделе стало известно, что всё готово к натовскому транзиту. Чтобы хоть как-то нивелировать имиджевые потери от сотрудничества со «злейшим врагом», российское руководство поездками в десантную часть и вложениями в авиазавод демонстрирует, что Ульяновск – это центр силы, который ни в коем случае не будет отдан врагу.
И мы надеемся на это. Главное, чтобы не разворовали Россию. Читайте Улпрессу. Мы следим за развитием событий. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
1
Чемодан. Самолет. Тель-Авив. А нет, Чечня.
1-му
Это кому относиться?
123
к михал иванычу лилипутену
Bkmlec
к обоим
123
не
друг сильвио уже не торт
Техник
Теперь авиастар на многие годы обеспечен заказами!
госнаркоконтроль
за вами уже выехали
Обещать – еще не жениться –
это давно все знают, но под такие обещания многими дурочками попользовались. Как и избирателями.
Евгений
Вот увидите, как все эти обещания перерастут в настоящие самолеты!
Жаль только – жить в эту
пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе.
(?)
Большие, нет, ОГРОМНЫЕ и красивые!!!! А мы будем на них летать?
Безфамильный
Ульяновский авиапром не стоит на месте!
Да, он лежит
в глубокой яме.
(?)
Зиннуров все вытащит на поверхность!
Если не сядет
вместе с покровителем .
(?)
“Великий” стыратег этот зиннуров! И дом у него…. А начинал то с ….
Валерий
Уважаемый господин комментатор! Ваша пафосная фраза о “140 миллиардов, привезённых во второй заход, закономерно должны поразить воображение жителей города и области, особенно рабочих «Авиастара»…” не верно отражает реалии. На самом деле, только 15 процентов будут выделены “живьём” за собранные Ил-476, остальные денежки “придут” авиастроителям и их смежникам в течение 15 лет, то есть будет задействован (согласно договору) лизинг. А что может произойти за полтора десятка лет – одному Богу известно…
Да
А зарплату тоже на 15 лет растянут, интересно?
(?)
На 30 лет…..
Пъяный конному не пеший
“..это четыре с лишним бюджета Ульяновской области и больше половины годового валового продукта, который производят все её жители…”
Жители имеют такое свойство -есть и производить удобрение (г…). А валовым продуктом дожно заниматься Правительмьво УО и губер. И организовывать поизводство…