В сентябре бензин по дорожал на рекордные 1,7 процента. Сильнее росли в цене лишь сигареты.
Цены на бензин, державшиеся в регионе с начала года на стабильном уровне, с наступлением осени поползли вверх. С начала сентября цены на автомобильное топливо начали увеличиваться примерно на полпроцента за неделю. По данным Росстата, средняя цена бензина в Ульяновской области на 1 октября составила 27,06 рубля (в среднем по России 28,25 руб ля) за литр против 26,6 рубля 1 сентября, то есть выросла на 1,7 процента. При этом в среднем автотопливо в области осталось самым дешевым в ПФО. Если же говорить о конкретных марках топлива, ситуация неоднородная. Наиболее привлекательна в Ульяновске стоимость бензина АИ76 (25,31 рубля) и АИ92 (26,74 рубля), в то же время высокооктановый АИ95 и дизельное топливо стоят, как в среднем по округу 28,91 и 28,38 рубля соответственно.

Эксперты отмечают любопытную ситуацию, сложившуюся за последнее время на топливном рынке региона. Цены, как и прежде, диктуют присутствующие в области вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) «Рос нефть» и «Татнефть». На поведение ВИНКов вынуждены оглядываться и местные операторы АЗС ООО «УльяновскОптан», ООО «ОнакоКомета», вынужденные удерживать топливные цены примерно на том же уровне. Из этого «ценового конгломерата» выбиваются лишь автозаправки, работающие под брендом «Лукойла», где стоимость бензина выше на один-два рубля.

Рост цен на бензин и дизтопливо эксперты предрекают с начала лета. Для этого есть целый ряд причин. В конце прошлого года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, которые определили график повышения акцизов на автомобильное топливо. Так, с 1 января 2012 года акциз на топливо увеличился на 1,2 рубля с каждого литра. В июне этого года произошло новое повышение акцизов. Таким образом, налог на низкокачественное топливо, соответствующее нормам «Евро2», вырос за этот год на 1,55 рубля. В 2013 году акциз повысится еще на 1,4 рубля. Топливо, соответствующее нормам «Евро 3», будет облагаться чуть меньшим акцизом. К слову, искусственное ограничение реализации низкооктанового топлива (как заявляют в правительстве, из экологических соображений) в виде повышенных акцизов уже привело к дефициту все еще популярного в регионе бензина марки АИ76 (АИ80). И это обстоятельство еще больнее ударило по кошельку небогатых автолюбителей, ведь теперь все чаще они вынуждены заливать в бензобаки дорогой 92-й вместо привычного 76-го.

В течение двух последних месяцев наблюдается рост оптовых цен на нефтепродукты, подстегиваемых, в свою очередь, ростом мировых цен на нефть. Как этот фактор сказывается на розничных ценниках, зависит от аппетитов операторов АЗС. По данным аналитиков рынка, торговая наценка автозаправочных станций сегодня составляет от 25 до 30 процентов, а маржинальная доходность (разность между выручкой и переменными издержками) от 12 до 23 про центов в зависимости от вида топлива, в то время как ее минимально необходимый уровень составляет 10 процентов. Эти обстоятельства также влияют на ассортимент АЗС. Операторы стремятся максимально сократить продажи низкомаржинальных бензинов АИ76 и отчасти АИ92, и в то же время поста вить побольше колонок с 95м бензином и дизтопливом.

Делать прогнозы дальнейшего по ведения топливных ценников большинство экспертов рынка считают делом неблагодарным. Опираясь на чисто экономические предпосылки, бензин, безусловно, будет дорожать и дальше до конца года перешагнет психологический рубеж в 30 рублей за литр и достигнет, по разным оценкам, 3338 рублей. Однако мы живем в России, где цены на многие товары и услуги регулируются руководством страны. Возможно, власти, опасаясь недовольства водителей, поручат ВИНКам максимально сдерживать цены, а может, прикажут задрать их вверх для пополнения дефицитного бюджета.

Вадим Пилюков