Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи Алексей Куринный принял участие в IV Международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который прошел в городе Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Основной темой конгресса стали вопросы, связанные с обеспечением безопасности детей на дорогах, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанием и обучением участников дорожного движения.

Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области Алексей Куринный выступил с докладом на «круглом столе», посвященном теме «Безопасность детей на дорогах: от профилактики до помощи пострадавшим». Депутат рассказал об обращении, отправленном Законодательным Собранием Ульяновской области в адрес Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ и призывающем к введению прав на управление скутерами и мопедами (с полным текстом обращения можно ознакомиться по ссылке http://zsuo.ru/novosti/3240-deputaty-predlagayut-vvesti-voditelskie-prava-na-vozhdenie-skuterov-i-mopedov.html).

Введение отдельной категории прав для тех, кто управляет скутерами и мопедами, по мнению Алексея Куринного, жизненно необходимо. Об этом же свидетельствует и статистика: с 2004 года количество аварий с участием скутеров, мопедов, макиков и аналогичных им транспортных средств увеличилось в 9 раз, погибших в этих ДТП в 7 раз, раненных в 10 раз. В результате в 2011 году погибло 459 человек. Число тех, кто после полученных в результате аварии травм на всю жизнь остался инвалидом – в разы больше.

В Ульяновской области с начала 2011 года в таких авариях погибло семь человек, еще столько же были тяжело ранены.

– Совсем недавно в наш центр поступил 16-летний парень, который на скутере на большой скорости врезался в грузовик и получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Месяц он провел в коме, еще месяц – на искусственной вентиляции легких. Врачи сохранили ему жизнь, но сейчас все, что он может, – это есть и смотреть в потолок, – привел пример Алексей Куринный. – Да, он жив, но такая жизнь – тяжелейшее наказание и для родственников, и для него, и для государства в целом. А ведь парень только начинал жить…

На конференции было отмечено, что права на управление скутером можно выдавать по упрощенной схеме, которая, тем не менее, обеспечит знание правил дорожного движения и минимальные навыки вождения и оказания помощи пострадавшим. Это позволит уменьшить число ДТП и снизить тяжесть их последствий. Опыт 27 европейских стран, а также Белоруссии и Украины, где права на вождение скутеров уже введены, доказывает действенность этой меры.

Предложение о введении водительских удостоверений на управление скутерами и мопедами и в России поддержали большинство участников конгресса, в том числе директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, который выступил модератором «круглого стола». Он отметил, что предлагал аналогичную инициативу несколько лет назад, но тогда она была отвергнута. С тех пор погибло еще более тысячи подростков. В настоящее время статистика дорожно-транспортных происшествий не оставляет сомнений в том, что вопрос надо решать безотлагательно.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала обеспокоенность в связи с ростом числа происшествий с мопедами и скутерами, которыми в большинстве случаев управляют несовершеннолетние. Она поддержала введение прав для водителей скутеров и мопедов. В результате, предложение, озвученное Алексеем Куринным, было включено в итоговую резолюцию Конгресса.

Обсуждали на конгрессе и вопрос об ужесточении наказания за вождение в нетрезвом виде.

О масштабах проблемы только в нашем регионе говорят следующие цифры. В Ульяновской области акция «Нетрезвый водитель» в течение осени проводилась дважды. В ночь с 28 на 29 сентября сотрудниками ГИБДД Ульяновской области было задержано 54 водителя транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения, в том числе и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. В ночь с 5 на 6 октября на территории области было задержано 22 нетрезвых водителя.

– Понятно, что в действительности тех, кто садится за руль, будучи пьяным, намного больше. Эти водители представляют реальную угрозу для жизни каждого из нас, поэтому должны быть лишены возможности управлять транспортным средством, – считает депутат.

Алексей Куринный отметил, что уголовное преследование и конфискация автотранспорта за неоднократное вождение в нетрезвом виде – вполне оправданные меры, поскольку даже будучи лишенными прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения, злостные нарушители снова и снова садятся за руль подшофе.

– Опыт с пешеходными переходами показал, что ужесточение наказания работает. Раньше пешеходов на «зебре» пропускали единицы. Теперь, когда сумма штрафа за это нарушение выросла, водители стали гораздо более дисциплинированными. Ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде наверняка сыграет свою роль.

В целом, начиная с 2006 года, в Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на снижение числа ДТП и смертности в их результате. Они отражены в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» и уже дали определенный эффект: если раньше на дорогах гибло около 35 тысяч человек в год, то сейчас эту цифру удалось снизить до 27-28 тысяч погибших.

– Несмотря на выраженное снижение, это катастрофические потери, – говорит Алексей Куринный, – Если перевести их в экономическую плоскость, то потери, связанные со смертями в результате ДТП, инвалидизацией трудоспособного населения, лечением и последующими социальными выплатами составляют 2,5-3% от ВВП. А, значит, тех мер, которые принимаются сегодня, недостаточно – требуется дальнейшее их совершенствование. Опыт других стран показывает, что благодаря комплексному подходу смертность можно снизить еще на 50% – для России это как минимум 10 тысяч сохраненных жизней в год.

Решить поставленную задачу призвана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», проект которой также был представлен на конгрессе.

– К сожалению, медицинская составляющая пока не вошла в перечень мероприятий программы. Однако при своевременном оказании медицинской помощи людские потери в ДТП можно значительно снизить. В трех районах Ульяновской области сейчас есть реанимобили класса «С» и специально оснащенные реанимационные палаты. По статистике, показатели смертности в этих районах ниже, чем в тех, где таких условий нет. Особенно сложная ситуация в районах, которые относятся к «курортной зоне»: Чердаклинском, Сенгилеевском, Старомайнском – здесь люди после отдыха чаще садятся за руль в нетрезвом виде, попадают в ДТП и гибнут, – говорит депутат.

Алексей Куринный предложил включить в программу мероприятий федеральной целевой программы дальнейшее оснащение регионов необходимым оборудованием, а также закупку специальной вертолетной техники за счет средств федерального бюджета. Это позволит решить проблему доставки тяжелых пациентов в крупные травмоцентры. Приобретение вертолетов за счет собственных средств большинству регионов не по карману: цена вопроса порядка 250-300 млн. рублей на сам вертолет плюс столько же на создание соответствующей инфраструктуры.

– Шансы выживаемости тяжелых пациентов в крупных травмоцентрах, подобных нашему, где есть все необходимое оборудование и узкопрофильные специалисты, в два раза выше, чем в обычных районных больницах. Причем проблема быстрой доставки тяжелых пациентов в региональный травмоцентр актуальна даже в территориально относительно компактной Ульяновской области. До Старой Кулатки или, к примеру, Павловки, автомобиль «Скорой помощи» едет 6 часов в одну сторону и столько же обратно. Когда счет идет на минуты, и меры нужно принимать очень быстро, – это не вариант, – считает Алексей Куринный.

На закрытии конгресса была принята итоговая декларация. Среди ключевых задач – достижение к 2020 году минимального уровня смертности в ДТП, разработка законопроекта «О дорожном движении»; ужесточение требований к строительству автомобильных дорог с учетом климатических и географических условий и интенсивности дорожного движения; ужесточение требований к техническому состоянию транспортных средств; повышение уровня безопасности на территориях, прилегающих к детским садам, школам, а также в местах массового скопления детей.

Все предложения по повышению безопасности на дорогах, прозвучавшие в рамках IV Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», будут обсуждаться во второй половине октября с участием правоохранительных органов и экспертов.

Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области