Четыре года назад стартовала государственная программа оптимизации системы здравоохранения, которая привела к закрытию ряда участковых больниц и поликлиник. Настала пора подвести некоторые итоги и выяснить, кому стало лучше или хуже от такого шага.
По информации Министерства здравоохранения Ульяновской области, с 2008 года число лечебных учреждений в регионе сократилось со 105 до 90. Мелкие вошли в состав более крупных, некоторые врачебные амбулатории стали филиалами центральных районных больниц. Чаще всего это выглядело так: привычная поликлиника оказывалась закрыта, к услугам населения оставался лишь маленький офис врача общей практики, напоминающий известные с советских времен фельдшерско-акушерские пункты. Нововведение далеко не всем пришлось по душе, и тому есть объективные причины.

Один врач на всю округу
Когда-то в селе Большие Ключищи Ульяновского района была неплохая участковая больница. Там принимали врачи практически всех специальностей, имелся свой рентген-кабинет, словом, все под боком у людей, в шаговой доступности. Сейчас от больницы осталось лишь старое деревянное здание возле сельской церкви. Пяти с половиной тысячам человек из Больших Ключищ и окрестных сел приходится обслуживаться во врачебном стационаре, располагающемся в одном из зданий реабилитационного центра. И сельчан это далеко не устраивает.
– Например, терапевт никогда не ходит по своему участку, почти не посещает больных, инвалидов, – посетовала жительница села Римма Кисленко. – Был случай, продержали человека три дня на больничном, вместо того, чтобы отправить в стационар. А потом человек умер. Моего мужа лечили «детским сиропом», когда у него было воспаление легких. Пришлось вызывать «скорую» из Ульяновска.
Так ли это – мы утверждать не берёмся. Однако заведующая амбулаторией Татьяна Митрохина подтвердила, что из положеных по штатному расписанию двух терапевтов работает лишь один, другой переехал. И круглосуточного стационара в амбулатории нет, есть лишь дневной. Как нет и флюорографа. А это значит, что на обследование, прохождение медицинской комиссии (скажем, для поступления на работу), не говоря уж о чем-то более серьезном, придется ехать в Ульяновск и выстаивать и без того немаленькие очереди в городских поликлиниках. К тому же ехать туда и обратно нужно за свой счет.
Не лучше обстоят дела и в Барыше. Несколько лет назад закрылась поликлиника в здании бывшей усадьбы фабрикантов Акчуриных. Всех врачей перевели за несколько километров – в поликлинику при центральной районной больнице. Автобус ходит туда один раз в час. Для пенсионеров, коих большинство среди населения этой части города, поход по врачам может растянуться на целый день.
– Это кошмар какой-то, – пожаловалась пенсионерка Зинаида Звягина. – Раньше все рядом было, а сейчас час на дорогу потратишь, а потом еще и ждешь – народу гибель, из всех ближних деревень съезжаются. Каждый раз домой возвращаюсь и от усталости падаю…
Маленький офис врача общей практики, появившийся взамен поликлиники, по мнению барышцев, не спасает положения.
Не обошла оптимизация и областной центр. Житель поселка Мостовая Евгений Белянин сообщил, что местная больница также закрылась. И он, сломав руку, вынужден добираться до травмпункта за несколько километров самостоятельно.

Чья выгода
Напомним, что оптимизация системы здравоохранения затевалась для решения нескольких задач. По мнению чиновников от медицины, содержать полноценные больницы в ряде деревень, где население с каждым годом сокращается, попросту нерентабельно. Правда, непонятно, почему в таком случае постоянно ведутся разговоры о необходимости возрождения села? Без больницы, равно как без школы, село вымрет гораздо быстрее. Сейчас на каждом углу трубят о том, что больным требуется обследование на современной диагностической аппаратуре. Но с закрытием больниц они могут получить его лишь во время визитов в села так называемых и очень редких «поездов здоровья». А сегодня даже за простой флюорографией надо ехать в район.
Несомненно, от оптимизации выиграли медики – выросли зарплаты, многие повысили квалификацию. Не прогадал и Минздрав – одну большую больницу гораздо легче обеспечить кадрами и оборудованием, чем несколько маленьких. А вот люди, увы, с нашей точки зрения, пострадали от того, что доктор больше не принимает по соседству.
Даниил Старков